МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Беседа по книге И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1 октября 2020

Беседа по книге И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»К 150-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина и к 105-летию публикации одной самых значительных книг писателя мы предлагаем вашему вниманию беседу по книге «Господин из Сан-Франциско».

 

Беседа по книге И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

К 150-летию со дня рождения писателя и 105-летию публикации книги

Материал подготовлен
Давыдовой Л.А.,
библиотека №11

 

«А средина «Атлантиды», столовые и бальные залы ее изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром. И опять мучительно извивалась и порою судорожно сталкивалась среди этой толпы, среди блеска огней, шелков, бриллиантов и обнаженных женских плеч, тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке – красавец, похожий на огромную пиявку».

Даже повторить эти бунинские слова, переписав их своею рукой, громадное наслаждение!»

«Господин из Сан-Франциско»Так, с трепетным восторгом говорит молодой герой повести В. Катаева «Трава забвенья» о рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Да, читать прозу Бунина истинное наслаждение. Здесь каждое слово звучит, как музыкальный инструмент в оркестре, создающем зримые образы.  Бунин, требовательный художник, добивается особого неповторимого звучания слова. Неслучайно его произведения называют симфоническими. Рассказы и повести Бунина - проза и поэзия одновременно.

Бунин – очень высоко оценивал своё творчество. В. П. Катаев вспоминает: «из всей современной русской литературы он безоговорочно признает выше себя только Льва Толстого. Чехова же считает, так сказать, писателем своего уровня, может быть, даже немного выше…». Но если у Толстого всегда ясно, где «красота, добро, правда», Чехов ненавязчиво ведёт читателя к своей идее, то у Бунина иногда и неясно, зачем он пишет свой рассказ. Такой вопрос задаёшь себе, начиная читать рассказ «Господин из Сан-Франциско». Рассказ социальный, обличающий власть и богатство предержащих? Да, но он гораздо глубже, он философский. О жизни и смерти, о смысле жизни, о счастье размышляет писатель.

Итак, некий господин из Сан-Франциско в 58 лет решил начать жить и стать счастливым. Он много работал и заработал по своему мнению нужное количество денег для этого. Удалось ли ему стать счастливым? Нет! Слишком поздно решил господин из Сан-Франциско «наслаждаться жизнью». Умение радоваться жизни - это талант, надо воспитывать его в себе или родиться с ним.

«Господин из Сан-Франциско»И что такое счастье? Можно ли купить его? Господин из Сан-Франциско, как многие богатые американцы уверен – да. Стоит только не жалеть денег. Мистер, миссис, и мисс – богатая американская семья направляется в благословенную Италию на шикарном морском лайнере с символичным названием «Атлантида».  В блестящем, слепящем огнями корабле, блестящее общество. Декольтированные дамы в блеске бриллиантов, кавалеры, затянутые в смокинги, нарядные учтивые слуги, виртуозные музыканты и даже безупречно одетая пара, изображающая любовь. Всё на «Атлантиде» призвано отвлечь путешественников от бушующего за бортом злого и прекрасного океана. Но как убого времяпровождение путешествующих. Завтрак, второй завтрак, обед, ночной бал. Все усилия направлены только на возбуждение аппетита.

Господин в своём путешествии предусмотрел всё кроме погоды. А она не балует. «Декабрь в Неаполе «выдался» не совсем удачный». А потому город кажется особенно грязным и жалким, женщины уродливыми, музеи чересчур однообразными. «И господин из Сан-Франциско уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; раз во время остановки, открыв глаза и приподнявшись с дивана, он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что, вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние…»

«О, это ужасно! – сказал господин из Сан-Франциско, одеваясь к обеду. О чём говорит богач из Сан-Франциско? О непослушной ли шейной запонке, о неудавшейся ли поездке или своей жизни - мы не узнаем, потому что это были последние слова мистера. Он умер, неприятно напомнив богатым соотечественникам, таким же господам из Сан-Франциско, что жизнь скоротечна, а смерть приходит всегда не вовремя. И для «нового американца» началось обратное путешествие домой, теперь уже полное человеческого невнимания и унижений.

И. А. Бунин много путешествовал, много видел и, конечно, был знаком с такой категорией путешественников, как господин из Сан-Франциско. Думается, они были неприятны писателю. В рассказе коротко, только намёком даёт нам Бунин портрет человека полностью противоположного главному герою. Это старый лодочник Лоренцо – счастливый человек, утверждает писатель. Раннее утро, город Сорренто ещё спал. «Торговал только рынок на маленькой площади – рыбной зеленью, и были на нём одни простые люди, среди которых, как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принёс и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров, шуршавших в переднике повара того самого отеля, где ночевала семья из Сан-Франциско, и теперь мог стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо».

Очень ненавязчиво ведёт нас автор к мысли о ценности человеческой жизни, об умении ценить каждое мгновение, об Италии, прекрасной в любую погоду, о терпении, о жизни в «злом и прекрасном мире». История эта рассказана так красиво, что перечитывать её можно, слушая как прекрасную музыку каждую бунинскую строку.

 

«Господин из Сан-Франциско»

 

Рекомендуем почитать

"Господин из Сан-Франциско" И. А.  Бунина

  • Бунин, И. А. Господин из Сан-Франциско : рассказ / И. А. Бунин. - Москва : Детская литература, 1980. - 31 с. : ил. - (Школьная библиотека). - ЦБ,ЦДБ,10,11.
  • Бунин, И. А. Господин из Сан-Франциско ; Рассказы и повести / И. А. Бунин. - Москва : Пресса, 1996. - 576 с. - ЦБ,3,5,6,12.

О рассказе "Господин из Сан-Франциско" И. А.  Бунина

  • Себежко, Е. С. Рассказ И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" : от мифологической образности к символике апокалипсиса / Е. С. Себежко // Литература в школе. - 2013. - № 7. - С. 12-15. - (Наши духовные ценности).
  • Голышева, Г. Э. Обучение анализу рассказа : [на примере рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". XI класс] / Г. Э. Голышева // Литература в школе. - 2006. - № 11. - С. 28-30.
  • Троян, Н. В. Автор и герой рассказа Бунина "Господин из Сан-Франциско" / Н. В. Троян // Литература в школе. - 2006. - № 11. - С. 30-33.
  • Зайцева, Н. Тема катастрофичности мира в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско" / Н. Зайцева // Литература. - 2003. - № 23 (июнь). - С. 15.
  • Бём, А. Л. "Господин из Сан-Франциско" / А. Л. Бём // Литература. - 2000. - № 40 (окт.). - С. 7-9. - (Семинарий "Литературы").

И. А Бунин, о нём

  • Бабореко, А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917) / А. К. Бабореко. - 2-е изд. - Москва : Художественная литература, 1983. - 351 с. - 5.
  • Бунин, И. А. Рассказы : избранное, анализ текста, сочинения : 11 кл. : справочное пособие / И. А. Бунин ; авт.-сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леднев. - Москва : Дрофа, 1997. - 144 с. - (Школьная программа). - 12.
  • Бунин, И. А. Рассказы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / И. А. Бунин ; авт.-сост. Е. М. Болдырев, А. В. Леденев. - 7-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2007. - 143 с. - (Школьная программа). - ЦБ,ЦДБ,9,10.
  • Горелов, А. Е. Три судьбы : Ф. Тютчев. А. Сухово-Кобылин. И. Бунин / А. Е. Горелов. - Ленинград : Советский писатель, 1980. - 624 с. - ЦБ,3,5,7,12.
  • Ильин, И. А. О тьме и просветлении : книга художественной критики : Бунин. Ремизов. Шмелев / И. А. Ильин. - Москва : Скифы, 1991. - 216 с. - 10.
  • Колобаева, Л. А. Проза И. А. Бунина : в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям / Л. А. Колобаева. - 3-е изд. - Москва : Издательство Московского государственного университета : Учебная литература, 2004. - 88 с. - (Перечитывая классику). - ЦБ,3,5,6,10,12.
  • Лавров, В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции, 1920-1953 гг. : роман-хроника / В. В. Лавров. - Москва : Молодая гвардия, 1989. - 384 с. - ЦБ,3,7,10,11,12.
  • Линков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина / В. Я. Линков. - Москва : Издательство Московского университета, 1989. - 173 с. - ЦБ.
  • Муромцева-Бунина, В. Н. Жизнь Бунина : беседы с памятью, 1870-1900 / В. Н. Муромцева-Бунина. - Москва : Советский писатель, 1989. - 512 с. - 5,6,7.
  • Паустовский, К. Г. Близкие и далекие / К. Г. Паустовский. - Москва : Молодая гвардия, 1967. - 400 с. - 7,11.
  • Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин : жизнь и творчество : книга для учителя / Л. А. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 192 с. : ил. - ЦБ,3,5,12.



Вернуться