МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Загадочный мир фотографии: история фотоискусства

3 ноября 2020

Загадочный мир фотографии: история фотоискусстваЖелание сохранить красоту стремительной жизни сотворило поразительный вид искусства – фотографию. Прошлое фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения мечты в реальность. Она помогает фиксировать и сохранять изображения окружающих нас явлений и предметов. Фотография, как вид изобразительного искусства позитивно влияет на развитие современной культуры.

 

 

«В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией.
Фотография мумифицирует время».

Анри Базен

 

Автор материала Кашина М.Ю.
Библиотека №6

 

Желание сохранить красоту стремительной жизни сотворило поразительный вид искусства – фотографию. Прошлое фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения мечты в реальность. Она помогает фиксировать и сохранять изображения окружающих нас явлений и предметов. Фотография, как вид изобразительного искусства позитивно влияет на развитие современной культуры.

Ее историю многие сравнивают с интересным романом, действие которого разворачивается в декорациях многообразных исторических времен и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. Началом для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до нашей эры он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисовал на стене тот пейзаж, который был виден за окном.

Головня, И. А. С чего начиналась фотография

 

Советуем почитать:

Головня, И. А. С чего начиналась фотография

 

Головня, И. А. С чего начиналась фотография / И. А. Головня. - Москва : Знание, 1991. - 175 с. : ил. - ЦБ,10,12.

 

Изображение получалось перевернутым и очень тусклым, но воспроизводило картину без искажений. В конце X века в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (в переводе с латинского языка, « темная комната») – приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку.

Изображения стали гораздо ярче, поэтому устройство назвали camera lucina (в переводе с латинского языка, «светлая комната»). Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.

Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке французу Жозефу Нисефору Ньепсу, который начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени – в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравюре. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6–8 часов на ярком солнце.

Чибисов, К. В. Очерки по истории фотографии

 

Советуем почитать:

Чибисов, К. В. Очерки по истории фотографии

 

Чибисов, К. В. Очерки по истории фотографии / К. В. Чибисов ; вступ. ст. В. И. Шеберстова. - Москва : Искусство, 1987. - 255 с. : ил. - ЦБ,2,5,10,12.

 

Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3–4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.

Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал «калотипией» (с греческого языка, «прекрасный отпечаток»). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Так же большой вклад в развитие русской фотосъемки внесли: Сергей Левицкий, (предложивший ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков). В Перми в начале 1860 года работал лишь один мастер-фотограф с помощником.

Чибисов, К. В. Фотография в прошлом, настоящем и будущем

 

Советуем почитать:

Чибисов, К. В. Фотография в прошлом, настоящем и будущем

 

Чибисов, К. В. Фотография в прошлом, настоящем и будущем / К. В. Чибисов, В. И. Шеберстов, А. А. Слуцкин ; отв. ред. и авт. предисл. Ю. А. Бреслав. - Москва : Наука, 1988. - 175 с. : ил. - (Наука и технический прогресс). - ЦБ,11.

 

Кем же он был, пионер фотографии Перми?  На приоритет в этой сфере может претендовать  Константин Федорович Чайковский. Этот предприимчивый выходец из крестьян сумел открыть новое дело еще в 1855 году, то есть, на три года раньше   дагеротипии господина Вольфа, проезжего фотографа, который изготовлял  по заказам состоятельных пермяков изображения (портреты) на зеркальной амальгаме.

В шестидесятых годах появились уже настоящие фотографии (фотоателье) -  мещанина  Степана Васильевича  Рылова (1860 г.),  Морица Гейнриха (1861) и других. Самые известные фотографии оставлены потомкам как раз этими мастерами-первопроходцами. Степан Рылов, например,  сделал оригинальный «стерео-портрет» (один человек в разном возрасте) инженера-технолога  Николая Новокрещенных, который стал еще и археологом и одним из организаторов научно-промышленного музея. Вслед за портретами получили широкую популярность пейзажи, в этом жанре особенно преуспели К. Чайковский и А. Якунин.

Зарождение пермской фотографии тесно связано с именем необычной личности – Морица Григорьевича Гейнриха-Ротони, выходца из венгерских графов, участника национально-освободительного восстания 1848 года.  Приехав в Пермь,  этот вольнодумец задумал создать «стеклянную фотографическую галерею» под названием  «Идеал» еще в конце 1860-х, но разрешение получил в 1877 году.   Его фотокарточки украшал герб рода Ротони с надписью HUNGARIA. Мориц шутил по поводу своего происхождения: «Стал фотографом, чтобы быть хоть каким-то графом». Фотограф из него получился лучший на Урале. Дом Любимова (на углу улицы Сибирской-Пермской), в которой находилась фотография графа, был перестроен.

Гладышев, В. Да будет светопись!

 

Советуем почитать:

Гладышев, В. Да будет светопись!

 

Гладышев, В. Да будет светопись! : [о становлении фотографии в Перми, о вкладе наших мастеров в развитие этого вида искусства] / В. Гладышев // Мы - земляки. - 2013. - № 9. - С. 30-33. - (290-летию Перми посвящается).

 

В период  бурного развития промышленности,  в Перми   появилось почти одновременно сразу несколько  фотографий. Одну из первых, хорошо оснащенных и профессиональных мастерских (салонов) создал Александр Якунин. Он начал свою деятельность с 1875 года, еще «бродячим» фотографом. Центральная фотография Якунина была известна каждому пермяку, находилась она в одном квартале, сначала в  доме  на ул. Петропавловская, 20, а затем в двух деревянных зданиях, построенных А.А. Якуниным  по ул. Покровская (Ленина), 17. К старейшинам пермской художественной фотографии относился и Анатолий Москвин.

В начале века появились первые цветные (на самом деле только подкрашенные  снимки). В 1910 году в Перми и на Урале побывал фотограф Сергей Прокудин-Горский, который по заказу императорского двора снимал виды городов. Главной целью фотографа было, конечно, посещение Ныроба, где он запечатлел исторические места, связанные с боярином Михаилом Никитичем Романовым, дядей первого царя.  С этого  исторического заказа начинается отсчет цветной фотографии как искусства. В дальнейшем фотография приобретала все большее и большее влияние. К делу присоединились братья Люмьер (создатели кинематографа), выпустившие специальные фотопластины для получения цветных фотографий, которые вошли в широкое распространение и вывели фотодело за пределы лабораторий и дали ему дорогу в жизнь.

 

ВИКТОРИНА!

Приглашаем принять участие!

ФОТОЗАГАДКА

Искусство фотографии

 

 

 

ВЕРНУТЬСЯ НА НОЧЬ ИСКУССТВ

Ночь искусств 2020


Вернуться