Новости за 2020
«Я пишу портреты жизни человеческой»
22 февраля в библиотеке № 11 открылась выставка-вернисаж «Я пишу портреты жизни человеческой», посвященная 240-летию со дня рождения русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова.
А.Г. Венецианов |
Венецианов Алексей Гаврилович
7 [18] февраля 1780 — 4 [16] декабря 1847
Автор материала
библиотекарь библиотеки №11
Давыдова Людмила Алексеевна
Первым всегда очень трудно. Венецианова называют первым крестьянским живописцем. Но не только о крестьянах говорит нам художник. А о вечном. О мире, каким он должен быть. Венецианов - человек и художник не конфликтный, нет в его творчестве ни столкновений, ни проблем, там добро и гармония. Его герои работают, они просты, но полны чистоты и достоинства. «Я пишу портреты жизни человеческой», - говорил художник.
Но сначала Венецианов писал портреты людей. Автопортретом он, самоучка, заслужил звание академика живописи. Академиком брал уроки у знаменитого Боровиковского. Но художником себя не чувствовал, ведь чтобы жить, ему приходилось работать. «Кто я, чиновник или художник?» - постоянно спрашивал он себя. На четвёртом десятке Венецианову удалось начать жизнь заново. В 1819 году они с женой купили небольшую деревеньку в Тверской губернии. В Сафонково Венецианов решил устроить жизнь по своему разумению. Он открыл здесь школу, где сам обучал школьников живописи, библиотеку, выписывал книги из-за границы, собирал травы для лечения. И бедных не было в Сафонково. Он чувствовал себя отцом большого семейства и был счастлив! Всего-то 40 мужчин и 33 женщины жили в сельце, они стали героями картин художника.
А. Г. Венецианов |
А. Г. Венецианов |
А. Г. Венецианов |
Венецианову удалось увидеть удивительное в повседневном. Кажется, художник говорит: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Горячая деревенская пора - на жатве мать и сын. Мальчик так доверчиво и безмятежно прильнул к матери, любуясь бабочками на её руке. И мы уже чувствуем и жар летнего дня, и запах спелого хлеба, и аромат самой жизни, такой тёплой.
200 лет картинам Венецианова, а они нисколько не устарели. Вот сегодняшняя девица примерила на себя крестьянский наряд. Девочка в клетчатом платке идёт нам навстречу, и мы обязательно оглянемся, покорённые её нежной застенчивостью и юной открытостью. Писать надо то, что есть, «ничего не изображать иначе, как только в натуре»,- писал художник. И потому самая известная картина Венецианова «На пашне. Весна» задаёт зрителю немало вопросов. Не высоковата ли женщина по сравнению с конями? Почему дитя сидит на холодной земле в лёгкой рубашонке? Летящей походкой, ступая по холодной пашне босыми ногами, ведёт она лёгких коней. Да крестьянка ли это? Ответ мы найдём в названии картины. Это сама Весна, иконным жестом благословляет она землю и будущий урожай. Эта удивительная картина – миф, объяснение мироздания, гимн земле и труду крестьянина.
В 1831 году умерла любимая жена Венецианова. Художник переселился в Петербург. И там вновь открыл «венециановскую» школу для молодых художников. «Школой тверских лапотников» называли её недоброжелатели. Учиться к Венецианову ехали из дальних городов и деревень, всего 70 молодых живописцев воспитал художник. Шли и маститые коллеги, постоянным гостем Венецианова был блистательный Карл Брюллов. Чему мог научить «великого Карла» художник-самоучка? Доброте. «Я в этот дом иду очиститься», - говорил Брюллов.
Ранним утром 4 декабря 1847 года Венецианов ехал расписывать стены тверской церкви, неожиданно на крутом заледеневшем спуске лошади понесли. Кучер выпрыгнул, Венецианов перехватил вожжи, пытаясь удержать повозку. Не удержал. Погиб.
Нам, зрителям XXI века, повезло, мы видим простой и добрый мир А.Г. Венецианова, мир без мелочности, пошлости и лжи. Мы знаем - таким он должен быть.
Выставка продлится до 31 марта
Приглашаем всех жителей города посетить книжную выставку
«Я пишу портреты жизни человеческой»
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна |
Рекомендуем почитать:
Книги:
1. А. Г. Венецианов, 1780-1847 : набор репрод. / авт. вступ. ст. Е. Н. Чижикова. - Москва : Изобразительное искусство, 1979. - 16 л. репрод. - 5.
2. Алексей Гаврилович Венецианов : статьи, письма, современники о художнике / сост.,вступ. ст. и примеч. А. В. Корниловой. - Ленинград : Искусство, 1980. - 391 с., 24 л. ил., портр. - (Мир художника). - ЦБ.
3. Алексей Гаврилович Венецианов, 1780-1847 : [альбом / сост. альбома и автор вступ. ст. А. Савинов]. - Москва ; Ленинград : Изобразительное искусство, 1963. - 68 с. : ил. - (Русские художники). - ЦБ.
4. Алексей Гаврилович Венецианов, 1780-1847 [Изоматериал] : комплект открыток. - Москва : Советская Россия, 1980. - 1 обл. (9 отд. л.). - ЦБ.
5. Вагнер, Л. А. Повесть о художнике Венецианове / Л. А. Вагнер ; рис. Ю. Игнатьева. - Москва : Детская литература, 1966. - 238 с. : ил., фоторепрод. - ЦДБ,3.
6. Леонтьева, Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов / Г. К. Леонтьева. - Ленинград : Искусство, 1988. - 288 с., 16 л. ил., портр. - (Жизнь в искусстве). - ЦБ,2,3,5,7,10,12.
7. Порудоминский, В. И. "Половина жизни моей.." : рассказы / В. И. Порудоминский ; оформ. С. Мухина. - Москва : Детская литература, 1987. - 319 с. : ил. - ЦДБ,3,4,11.
Статьи:
1. Михайлин, В. "В начале вещей ни невинности, ни наивности нет" : художник А. Венецианов у истоков русского национального типажа и пейзажа / В. Михайлин, Г. Беляева // Новое литературное обозрение. – 2018. – № 6 (154). – С. 100-117.
2. Зуева, Л. Венецианов : женолюб или женоненавистник / Л. Зуева // Учительская газета. – 1997. – 4 марта. – С. 9.
3. Байрамова, Л. Птенцы гнезда Венецианова : [об учениках русского художника] / Л. Байрамова // Смена. – 1996. – № 10. – С. 114-131.
4. Федорова, Г. "Ум русский ясен, гибок, прост" : [о А. Венецианове] / Г. Федорова // Достоинство. – 1996. - № 7. – С. 11.
5. Вагнер, Л. Сафонковская мозаика : к 200-летию со дня рождения А. Г. Венецианова / Л. Вагнер // Юность. – 1980. - № 2. – С. 80-83.
6. Пистунова, А. Золотая нива Венецианова : к 200-летию со дня рождения // Москва. – 1980. – № 2. – С. 180-185. – (Искусство).