МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2019
Новости → Новости за 2019

Новости за 2019

Русская идея Николая Александровича Бердяева

18 июля 2019

Николай Александрович БердяевВиртуальная книжная выставка к 145-летию со дня рождения русского религиозного философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Советуем прочитать!

 

Николай Александрович Бердяев

6(18) марта 1874 г. в имении Обухово Киевской губернии в семье Александра Михайловича и Алины Сергеевны родился сын Николай.

Семья имела долгие военные традиции: несколько поколений Бердяевых по мужской линии служили военными. Отец желал военной карьеры своему сыну. Но Николай не любил «военщины» и, выйдя в 1891 г. из Киевского кадетского корпуса, в котором воспитывался до шестого класса, стал самостоятельно готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет.

К этому времени у него сформировался серьезный интерес к философии. Особое воздействие на его духовное формирование оказали работы И. Канта и А. Шопенгауэра, затем К. Маркса и Ф. Ницше. Впрочем, ортодоксальным марксистом Н. Бердяев не был никогда, просто популярность марксизма в то время была очень велика. 

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. …Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. …Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Николай Александрович Бердяев

 

Умер Николай Бердяев в 1948 г. за письменным столом в своём рабочем кабинете в городе Кламаре (Франция) от разрыва сердца. Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и другие.

Виртуальная выставка подготовлена библиотекарем Нелюбиной Оксаной Владимировной

 

Список рекомендуемой литературы скачать

Бердяев, Н. Духи русской революции

Бердяев, Н. Духи русской революции / Н. А. Бердяев // Из глубины : сб. статей о русской революции. - Москва : Издательство Московского университета, 1990. - С. 123-139. - ЦБ,12.
 
Сборник содержит статьи о русской революции крупнейших представителей русской философии и известных деятелей культуры начала прошлого века, в т.ч. Н. Бердяева. В его статье «Духи русской революции» через призму мировоззрения и творчества трех русских писателей – Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого – попытка  осмыслить октябрьский переворот 1917 г.

Издание предназначено для философов, историков и всех читателей, стремящихся осмыслить российскую историю ХХ столетия.

Бердяев, Н. А. Русская идея ; Миросозерцание Достоевского

Бердяев, Н. А. Русская идея ; Миросозерцание Достоевского / Н. А. Бердяев. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 511 с. - (Библиотека всемирной литературы). - ЦБ.

В книгу вошли два основополагающих произведения философа «Русская идея» и «Миросозерцание Достоевского».

Одной из проблем, волновавших Бердяева всю жизнь, была ”русская идея”. Суждения его о России, русском народе, русской душе неповторимы, свободны и широки. В его ”русской идее” нет строгой последовательности и терминологической точности, зато присутствуют яркая образность и аллегоричность, обилие афоризмов и исторических параллелей, Русская душа, пишет он, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» – свободы и порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности, предприимчивости и лени.

Ф. М. Достоевский имел определяющее значение в духовной жизни русского философа, он потряс его душу более, чем кто-либо из писателей и мыслителей. Таким образом, Н. Бердяев не только пытался раскрыть миросозерцание Достоевского, но и вложил очень многое от собственного миросозерцания. 
В своих работах автор исследует «русскость», таинственную субстанцию «русской души», он живо, эмоционально, намеренно «понятно» обращается непосредственно к читателю, к его «умному сердцу».

Бердяев, Н. А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности

Бердяев, Н. А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. - репр. воспр. изд. 1918 г. - Москва : Издательство МГУ, 1990. - 240 с. - Вых. дан. ориг. : М. : Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова.- ЦБ,7

В сборнике философско-публицистических эссе русский мыслитель рассматривает особенности характера русского народа, его духовность, исторические традиции, его место и роль в мировой истории, в Первой мировой войне. Философ глубоко, проницательно и самокритично раскрывает душевный тип русского народа, а также размышляет о всечеловеческих проблемах, о подлинной демократии, о перспективах технического прогресса.

Эта книга – последняя, которую Бердяеву довелось опубликовать на Родине. Она предназначена для широкого круга читателей.

Бердяев, Н. А. Самопознание

Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - Москва : ЭКСМО ; Харьков : Фолио, 2006. - 639 с. - (Антология мысли). - ЦБ.

Это замечательный рассказ автора о себе, над которым мыслитель продолжал работать до последних лет своей жизни. Н. Бердяев не был академическим философом и был противником универсальных мировоззренческих систем. В его текстах можно обнаружить противоречащие друг другу высказывания. Он не выстраивал стройного ряда логических доказательств своих тезисов, не старался придать своим произведениям строгий научный вид.

Его сила была в другом – «в обостренной духовной интуиции, которая сквозь бессмысленные, хаотичные подробности нашего бытия пробивалась к Целому, восстанавливая утерянную связь распадающегося на части мира, возвращая целостность духовного опыта». Автор предисловия к книге Михаил Блюменкранц называет Николая Бердяева «романтиком духа».

Бердяев, Н. А. О русской философии

Бердяев, Н. А. О русской философии / Н. А. Бердяев ; сост., вступ. ст. и примеч. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. – Свердловск : Издательство Уральского университета, 1991. - 240 с. - ЦБ.

Бердяев исследует характер русской религиозной мысли XIX века. В книге представлены статьи о Льве Толстом, об Алексее Хомякове, о Владимире Соловьеве, о Льве Шестове, о Дмитрии Мережковском, о Павле Флоренском, о Сергее Булгакове, о Георгии Флоренском.

Имеется именной указатель упоминающихся фамилий философов, государственных и общественных деятелей. Книга адресована всем, кто интересуется историей русской философии и русской культурой в целом.

Бердяев, Н. А. Философия свободы ; Истоки и смысл русского коммунизма

Бердяев, Н. А. Философия свободы ; Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев ; вступ. ст., прим. А. В. Гулыга. - Москва : Сварог и К, 1997. - 414 с. - ЦБ,11.

Первое произведение – об особой и великой роли России. Конечно, Западная Европа не «сгнила», считает автор, и мировая история разрешится только совместными усилиями Запада и Востока. Каждый народ имеет свою миссию, но «только Россия может соединить восточное созерцание Божества…с западной человеческой активностью, с исторической динамикой культуры».

Вторая работа появилась на свет в ответ на книги и  статьи зарубежных авторов, искажавших историю идейной и религиозной борьбы в России в революционную эпоху. Автор даже пытался защитить материалистический коммунизм с христианской точки зрения. Этим объясняется то, что произведение, обращенное к западному читателю, было издано сначала на иностранных языках, и только в 1955 г. вышло на русском.

Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - Москва : Мысль, 1990. - 163 с. - ЦБ.

В основание этой книги положены записи лекций, которые Н. А. Бердяев читал в Москве в Вольной Академии Духовной Культуры в течение зимы 1919-1920 гг. Русского философа всегда особенно интересовали проблемы философии истории. Мировая война и революция обострили этот интерес.

Он считал, что призвание русской философской мысли – есть построение религиозной философии истории. Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически. В этом – отличие её от мысли Запада. Основная мысль  данного сочинения – история только в том случае имеет смысл, если она имеет конец. Смысл истории находится вне её самой, ибо только за её пределами разрешим трагизм времени.

Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр.труды

Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр.труды / Н. А. Бердяев ; ред.-сост .Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская; Академия пед.и соц.наук; Моск.психол.-соц.ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1999. - 311 с. - ЦБ,5.

Свое философское мировоззрение Бердяев характеризовал как религиозный экзистенционализм или персонализм. Нетрадиционный характер его истолкования христианства, иррационализм, русский патриотизм оставляли философа в идейной изоляции.

Избранные труды, составляющие книгу, объединены философией свободного духа, через которую автор раскрывает смысл человеческого бытия как свободы и духовного творчества. Проясняются сложные отношения человека с самим собой, с обществом, с миром и Богом.
Издание включает вступительную статью, указатель имен, примечания и подборку афоризмов русского мыслителя.

Гусляров, Е. Пассажиры философского парохода : что потеряла Россия 95 лет назад, выслав за границу образованных, мыслящих, талантливых "контрреволюционеров" / Е. Гусляров // Родина. - 2017. - № 9. - С. 12-37.

Что потеряла Россия, выдав билет в один конец всего лишь нескольким десяткам пассажиров? Статья напоминает о некоторых из них, в числе которых религиозный и политический философ Николай Бердяев. Он семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе и заслужил всемирную известность. О своей популярности русский философ высказывался с горечью: «Я постоянно слышу, что у меня «мировое имя»… Я очень известен в Европе и Америке, даже в Азии и Австралии, переведен на много языков, обо мне много писали. Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, – это моя Родина…»

В эмиграции Н. Бердяев создал журнал «Путь», выходивший до 1940 г. и печатавший самых видных представителей европейской философии.

Дугин, А. Герои против торгашей

Дугин, А. Герои против торгашей : [идеология русского философа Николая Бердяева] / А. Дугин // Свой. - 2014. - № 6. - С. 8-13. - (Философ о философе).

Статья отвечает на вопрос, чем оригинальны, примечательны и ценны для российского общества сочинения Бердяева. Автор выделяет в творчестве русского философа три идеи, которые он считает наиболее важными в наше время.

Первая – это консерватизм. Сторонники просвещенного консерватизма считают одним из основоположников этой идеологии Николая Бердяева. Вторая – идея о религиозном смысле русского коммунизма: суть русского коммунизма – секулярная соборность. Третья идея выражена в работе «Новое средневековье»: современность по Бердяеву – это царство торгашей, средневековье же – время героев.

Очень интересная статья!

"Философский пароход". Высылка ученых и деятелей культуры из России в 1922 г

"Философский параход". Высылка ученых и деятелей культуры из России в 1922 г. : [из архива ФСБ РФ] // Новая и новейшая история. - 2002. - № 5. - С. 126-170.

Февральскую и октябрьскую революции Н. Бердяев встретил в Москве. В 1920 г. был арестован. На его допрашивал сам Ф. Дзержинский. Не дожидаясь вопросов, Бердяев прочитал целую лекцию о своих взглядах, Дзержинский внимательное его слушал. Затем приказал освободить арестованного и доставить домой на автомобиле.

В 1922 году Бердяев пережил новый арест, и на этот раз дело обернулось высылкой из страны: на пароходах «Пруссия» и «Обербургомистр Хакен» были высланы за границу более 200 представителей духовной элиты России.

Шеховская, Н. Л. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности

Шеховская, Н. Л. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности / Н. Л. Шеховская // Педагогика. – 2002 .- № 5. - С. 77-82.

В статье анализируются и сравниваются суждения русского педагога К. Ушинского и русского религиозного философа Н. Бердяева о духовно-нравственных, волевых и интеллектуальных чертах личности.

«Русское православие…не ставило слишком высоких нравственных задач личности русского человека, – писал Бердяев, – в нём была огромная нравственная снисходительность. Русскому человеку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за смирение ему все давалось и все разрешалось… лучше смиренно грешить, чем гордо самосовершенствоваться. Грешить и каяться – это даже нельзя назвать лицемерием. Это – веками воспитанный дуализм, вошедший в плоть и кровь, особый душевный уклад, особый путь».

Ермишин, О. Т. Экзистенциальная трактовка русской мысли

Ермишин, О. Т. Экзистенциальная трактовка русской мысли (Л. Шестов, Н. А. Бердяев) / О. Т. Ермишин // Философские науки. - 2004. - № 5. - С. 103-112.

Бердяев сделал значительный вклад в понимание русской философии и литературы, он много внимания уделял творчеству Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. По мнению Бердяева трагедия бывает не только в жизни Достоевского или Ницше, но трагична вообще человеческая жизнь.

Трагедией является сама проблема индивидуальности, например, когда возникает противоречие меду индивидуальной судьбой и общепризнанными универсальными ценностями. Н. Бердяев предлагал широко понимать философию трагедии, находя её в трансцендентной метафизике. Скептицизму Льва Шестова Николай Бердяев противопоставлял «критический догматизм», считая, что философское творчество невозможно без теорий и гипотез.

Плимак, Е. Г. "Русская идея" Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции?

Плимак, Е. Г. "Русская идея" Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? / Е. Г. Плимак, Т. А. Сабурова // Вопросы философии. - 2006. - № 9. - С. 84-101.

Бердяев объявляет главными предшественниками своего «христианского экзистенциализма» Вл. Соловьева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. А основой «христианского экзистенциализма» философ считал «культурный ренессанс» начала ХХ в. –  марксизм, бурный расцвет символизма в поэзии, хотя русская интеллигенция жила не теми заботами, которые представлялись Н. Бердяеву.

Большинство представителей интеллигенции было «асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей революции». Это и позволило деятелям последней, победившей уже в 1917 г., революции низвергнуть сторонников «культурного ренессанса», хотя сами победители обладали «суженным сознанием». Они не питались идеями эпохи Просвещения, а заменили их идеями «отсталой материалистической и утилитарной философии».

Генералова, Н. П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (к истории русского персонализма)

Генералова, Н. П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (к истории русского персонализма) // Русская литература. - 1997. - № 2. - С. 40-87.

Эта статья – анализ мировоззренческих основ творчества двух русских мыслителей. Подводя жизненные итоги, Бердяев, записывает: «Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени, как часть моего микрокосма, как мой духовный путь». Автор статьи утверждает, что в познании через собственный дух всего происходящего и неизбывной тоске по трансцендентному разворачивалось во времени и пространстве творчество обоих, не соприкасаясь, однако, друг с другом именно в силу заданной неслиянности и того и другого со своим временем. Для них характерна склонность к хождению по кругу, и границей этого круга является собственная личность.

Волкогонова, О. Д. Бердяев

Волкогонова, О. Д. Бердяев / О. Д. Волкогонова // ЛитРес : [сайт]. – 2019. – 17 июля. – URL : https://biblio.litres.ru/olga-dmitrievna-volkogonova/berdyaev/.

Эта книга вышла в 2010 г. в серии «Жизнь замечательных людей». В городских библиотеках нет её печатного варианта, но наши читатели могут воспользоваться  «ЛитРес», где она представлена в электронном виде.

В предисловии автор обращается к читателям: «Авторы биографических книг нередко находятся в состоянии глубокой влюбленности в свой „предмет“ – человека, о котором пишут. Может быть, кому-то в моем жизнеописании Бердяева не хватит „соли и перца“, но я изо всех сил старалась избежать крайностей и рассказать о Николае Александровиче объективно…»

 

 


Вернуться