Новости за 2019
Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина»
7 ноября, 11 часов в библиотеке № 11 состоялся Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина», посвященный 260-летию со дня рождения великого архитектора и нашего земляка. Были приглашены ветераны 4 микрорайона, постоянные читатели библиотеки и слушатели наших мероприятий.
От человека остаются одни дела.
М. Горький
Одному из них, Андрею Воронихину - великому архитектору и нашему земляку в год 260-летия посвящаем рассказ. Воронихин не оставил после себя ни писем, ни воспоминаний. Поэтому, наверное, необычная жизнь его окружена легендами. Самая большая загадка - история происхождения.
Итак, 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии, в семье домового Никифора Воронихина родился сын Андрей Воронин – так записано в метриках Спасской церкви села Усолье. Ошибка в разночтении фамилий, была ли она случайной? В семье Никифора Воронихина - крепостного графа А.С. Строганова, Андрей воспитывался до семи лет. И жила при мальчике няня - красавица Марфа Чероева. Ходили слухи, что «баронёнок»-то - сын Марфы и управляющего строгановскими имениями барона А. Н. Строганова. Насколько правдива эта версия, мы не знаем. Потомки зодчего и господ Строгановых до сих пор спорят об этом.
Строгановы всегда были любителями изящного. Они строили церкви и храмы, которые надо было освятить иконами. Поэтому открывали господа иконописные мастерские, где одарённые дети учились богомазному мастерству. Одна из мастерских находилась в селе Ильинском. Главным здесь был Гаврила Юшков – хороший художник и талантливый учитель. В Ильинскую мастерскую на обучение Юшкову был отправлен семилетний Андрюша. Чему учил Гаврила юных иконописцев? Чтоб краски чистые были, радовали глаз, святые на иконах вызывали бы почтение и трепет. Учил он душу вкладывать и творить что-то новое. Андрей был одним из лучших. Молчаливый и дотошный до учёбы, он делал успехи в иконописи и строительством интересовался. Однажды Андрей попросил разрешения учителя вместо иконы изготовить макет Ильинской церкви из глиняных кирпичиков. Юшков, посмотрев на сей образец, сказал: «С натурою то вышло дивно, мне, Гавриле Юшкову, такую не сделать».
Четырнадцати лет Андрей Воронихин (метрики наконец-то были выправлены) покидал родные края навсегда. Впереди Москва, учёба архитектурному делу у самого Баженова. «Архитектурная команда» - так называлась группа учеников-зодчих. Чему и как учили молодых архитекторов? Мы мало об этом знаем. Говорит об этом только имя наставника, Василия Баженова – гениального архитектора, о котором современники говорили: «родился под несчастливой звездой». Большинство проектов великого зодчего осталась на бумаге. 1779 год – учёба ещё не закончена. На имя Баженова пришло письмо, в котором граф А. С. Строганов просил отпустить ученика А. Воронихина в Петербург.
Две недели на случайных подводах добирался Андрей до столицы навстречу неразгаданной судьбе. И вот он в доме хозяина. Граф принял его любезно. Посмотрел рисунки и чертежи, остался весьма доволен. «Что до вас, Андре, будете жить при нашем доме и на первых порах заниматься с моим сыном. Будете обучать его рисованию, а главное – русскому языку. Ибо ни Павел, ни его гувернёр Жильбер Ромм не понимают по-русски. Полагаю, что и вам занятия эти будут полезны: обучая языку русскому, вы постигнете французский. Не возбраняются вам и работы по ремонту зданий, если в том окажется надобность», - сказал Строганов. Неожиданно для самого себя стал Андрей своим человеком в доме. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы. Во время занятий его посещал маленький Павел, и с восхищением следил за молодым художником учёный гувернер. Его приглашали на балы и званые обеды и на вечера любителей искусств. «Наш милый Андре», - представляли его гостям.
Шли дни за днями. Ромму и его воспитаннику вместе с Воронихиным предстояло длительное путешествие по России. Не ради пустой забавы задумал путешествие старый граф. Он хотел, чтобы сын Павел знал о стране не только из книг. Пять лет с перерывами длилось путешествие по России. Все вотчины графа посетили путешественники, были и в уральских сёлах - Чердыни, Усолье, Ильинском, Очёре. Отчет Воронихина о поездке по России состоял из125 рисунков и назывался «Путешествующий по России живописец». Вскоре после возвращения Александр Сергеевич вызвал Воронихина для серьезного разговора. «Андре, - сказал он, – полагаю, что поездка за границу с Павлом и месье Роммом принесет тебе немалую пользу, да, кроме того, для моего сына ты образец в поведении. Ромм слишком свободолюбив, боюсь, как бы характер Ромма не отразился пагубно на моем сыне. Андре, надеюсь, что в случае надобности ты сумеешь отвлечь сына от пагубных поступков, кои во Франции на каждом шагу возможны». Перед поездкой старый граф дал Воронихину вольную.
И вот путешественники во Франции. Самый актуальный лозунг в Париже:
«Франция созрела для революции…» С первых дней революции Ромм и Павел Строганов, взявший псевдоним Гражданин Очёр, стали членами клуба якобинцев. Они получили дипломы с девизом: «Жить свободным или умереть». Ими был образован клуб «Друзья закона».
Новости о шалостях молодого графа дошли до Петербурга. Старый граф никак не мог понять, как это наследник многомиллионного состояния собирается кого-то свергать. «Ладно, Ромм - разбойник, но куда там смотрит Андре?» - спрашивал он. Воронихин смотрел на всё сквозь пальцы. Ему было не до революции, он все свободное время сидел в библиотеке, изучая труды архитекторов прошлого. Бесполезные просьбы, угрозы отца оставались без ответа.
Часто Андрей и Павел были свидетелями такой картины: дома казнённых аристократов беспощадно грабились. «Вот видишь, Поль, – говорил тогда Воронихин, – вы уничтожаете богатство, стремитесь к равенству. А эти люди, увозящие ценности аристократов, стремятся к обогащению. Происходит этакое перемещение богатств из одних рук в другие». Вскоре последовал высочайший ультиматум от Екатерины: «Молодому графу вернуться в Петербург, а якобишку Ромма в Россию не пускать!» Павел Строганов возвращался на Родину в романтическом ореоле борца за свободу. По случаю возвращения во дворце был устроен пышный приём, барышни смотрели на молодого красавца с большим интересом, а отец даже не вышел. Наутро Павел за парижские проказы сослан был к маме в подмосковное имение.
Ни развод, ни размолвка с сыном не подействовали на графа столь потрясающе, как пожар, случившийся в любимом дворце. Рухнувшая крыша, зияющие дыры окон, опалённые стены - вселяли в старика тоску и упадок сил. Придирчиво рассматривая эскизы, сделанные Воронихиным за границей, Строганов решил поручить восстановление дома своему подопечному. Воронихин не подвел: он не только делал расчёты и руководил стройкой, которая велась «денно и нощно», но сам восстанавливал разрушенные интерьеры дворца. «Дорогой Андре, преотлично! Сам Растрелли не обиделся бы на твои поправки»,- говорил Строганов архитектору. Андрей не скрывал улыбки. У него были другие задачи: не желал он, как великий Растрелли, поразить присутствующих великолепием роскоши и блеском золота. Он, Андрей Воронихин, стремится создать парадность и изящество, в которых хотелось бы жить. Благодаря похвалам Строганова, Воронихин стал получать новые заказы. Дача Строганова на Чёрной речке, Колоннады в Петергофе, Розовый павильон и реставрация выгоревшего дворца в Павловске. И везде Воронихин стремился к новым формам, простым и благородным.
1801 год стал для Воронихина счастливым. Он дождался своего счастливого часа - приступил к главному делу жизни. Он встретил девушку. И, хотя избранница была англичанкой, она отлично понимала его интересы, его одержимость работой, была ему ровней и коллегой. Мери Лонг работала чертежницей у архитектора Ч. Камерона. На сороковом году жизни Воронихин наконец обрёл семью. Свадьбу сыграли во дворце на Мойке. Почётными гостями были А.С. Строганов и генеральный английский консул Шафт. Молодые поселились в казённой квартире рядом с местом новой работы Андрея.
Главное творение А. Н. Воронихина – замечательный, запоминающийся каждому, кто хоть однажды видел его, Казанский собор. Еще во времена Екатерины было принято решение - на месте старой церкви Казанской Божьей Матери построить главный храм Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. Требование императора Павла I – храм должен быть таким же величественным и прекрасным, как творение Микеланджело - собор Святого Петра в Риме. Конкурс выиграл англичанин Ч.Камерон, но потом решено было, отдать предпочтение русскому А. Воронихину. Почему? Потому, что только русский мог справиться с этой трудной задачей. По канонам православной церкви алтарь храма должен быть обращен на восток. Воронихин не нарушил канона - с главного восточного входа, кажется, что храм встает из вод канала. А боковым северным фасадом архитектор поставил собор к Невскому проспекту. И возвёл там овальную колоннаду, которая не примыкает к проспекту, а создаёт дополнительное пространство – площадь. Именно колоннада придаёт собору неповторимый облик. Высокая, на уровне храма, колоннада закрывает тело собора, и потому кажется, что за ней нет стен, она как бы парит в пространстве. И над ней висит громада купола. Необычайная лёгкость, торжественность и свобода отличают Казанский собор и все памятники, которыми руководил сам архитектор.
Иногда Воронихин выступал только как автор проекта. Никольская церковь в Усолье – сразу видна рука мастера. И только неизвестный строитель внёс свои коррективы. Церковь монументальна, а стройные колонны полны воздуха и легкости. Построенная на высоком холме, Никольская церковь, кажется, парит над камскими водами. Освящена Никольская в 1820 году. Сейчас – это творение великого зодчего имеет первоначальный вид и принимает по праздникам прихожан и гостей города.
Есть в судьбе А. Воронихина ещё одна загадка, не имеющая однозначного ответа. Как человек, не получивший систематического архитектурного образования, мог создать такие разноплановые и совершенные творения, требующие точного расчёта, знаний механики и математики. Все-таки самоучка?
Наш час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина» - название имеет неслучайное и немного провокационное, располагает к размышлению. А был ли счастливым билет? На первый взгляд - да. Крепостной из затертой лесами глуши, обласкан судьбой, вельможей и царственными особами. Он получил всё сполна – образование, орденские ленты и звания, благополучие и уважение современников и потомков, получил заслуженно, ибо не было у него другой цели, как возводить лучшие здания. Но было ему намного трудней, чем многим. Цели своей он следовал с упорством одержимого. И мы знаем, что одержимость и масштаб личности даются нам свыше, а остальное приложится.
Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой
Час искусств был полезен и библиотекарям, и ветеранам. Общение было непринуждённым благодаря интересной краеведческой теме и благородному облику великого архитектора, являющегося «образцом поведения» не только для господ Строгановых. Много было задано вопросов и даже сделано дополнений к услышанному, полученных из путешествий по музеям Пермского края.
Автора публикации
Давыдова Людмила Алексеевна
библиотекарь библиотеки №11