МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2019
Новости → Новости за 2019

Новости за 2019

Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина»

12 ноября 2019

Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина»7 ноября, 11 часов в библиотеке № 11 состоялся Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина», посвященный  260-летию со дня рождения великого архитектора и нашего земляка. Были приглашены ветераны  4 микрорайона, постоянные читатели библиотеки и слушатели наших мероприятий.

 

От человека остаются одни дела.
М. Горький


Андрей Воронихин Российские города подчас  однообразны и маловыразительны. И только Санкт-Петербург -  единственный и неповторимый.   Город благородно-серого камня и блеска холодных северных вод, отстранённый и надменный! И неудивительно, ведь строился исключительно для красоты. Всё, что возведено в его историческом центре, существует как единственный образец, мерило гармонии. И, пожалуй, трудно найти  в мире место, где  бы приложили  руки столько великих мастеров - Б. Растрелли, В. Баженов, А. Воронихин,   К.Росси.

Одному из  них, Андрею Воронихину - великому архитектору и нашему земляку в год  260-летия посвящаем рассказ.  Воронихин не оставил после себя ни писем, ни воспоминаний. Поэтому, наверное, необычная жизнь его окружена легендами. Самая большая загадка  -  история происхождения.

Итак,  28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии, в семье домового Никифора Воронихина  родился сын Андрей Воронин – так записано в метриках Спасской церкви села Усолье.  Ошибка в разночтении фамилий, была ли она случайной?   В семье Никифора Воронихина - крепостного графа А.С. Строганова, Андрей воспитывался до семи лет. И жила при мальчике няня - красавица Марфа Чероева.   Ходили слухи, что «баронёнок»-то - сын Марфы и управляющего строгановскими имениями барона А. Н. Строганова. Насколько правдива эта версия, мы не знаем. Потомки зодчего и господ Строгановых до сих пор спорят об этом.

Строгановы всегда были любителями изящного. Они строили церкви и храмы, которые надо было освятить иконами. Поэтому  открывали господа иконописные мастерские, где одарённые дети учились богомазному  мастерству. Одна из мастерских находилась в селе Ильинском. Главным здесь был Гаврила  Юшков – хороший художник и талантливый учитель. В Ильинскую мастерскую на обучение  Юшкову был отправлен семилетний Андрюша. Чему учил Гаврила юных иконописцев? Чтоб краски чистые были, радовали глаз, святые на иконах вызывали бы почтение и трепет. Учил он  душу вкладывать и творить что-то новое. Андрей был одним из лучших. Молчаливый и дотошный до учёбы, он делал успехи в иконописи и строительством интересовался.  Однажды Андрей попросил разрешения учителя вместо иконы изготовить макет Ильинской церкви из глиняных кирпичиков. Юшков, посмотрев на сей образец, сказал: «С натурою то вышло дивно, мне, Гавриле Юшкову, такую не сделать».

Петергоф. КолоннадыЧетырнадцати лет Андрей Воронихин (метрики наконец-то были выправлены) покидал родные края навсегда.  Впереди Москва, учёба архитектурному делу у самого  Баженова.  «Архитектурная команда» - так называлась группа учеников-зодчих. Чему  и как учили молодых архитекторов? Мы мало об этом знаем. Говорит об этом только имя наставника, Василия Баженова – гениального архитектора, о котором современники говорили: «родился под несчастливой звездой». Большинство проектов  великого зодчего осталась на бумаге. 1779 год – учёба ещё не закончена. На имя Баженова пришло письмо, в котором граф А. С. Строганов просил отпустить ученика А. Воронихина в Петербург.

 Две недели на случайных подводах добирался Андрей до столицы навстречу неразгаданной судьбе. И вот он в доме хозяина. Граф принял его любезно. Посмотрел рисунки и чертежи, остался весьма доволен. «Что до вас, Андре,  будете жить при нашем доме и на первых порах заниматься с моим сыном.  Будете обучать его рисованию, а главное – русскому языку. Ибо ни Павел, ни его гувернёр Жильбер Ромм не понимают по-русски. Полагаю, что и вам занятия эти будут полезны: обучая языку русскому, вы  постигнете французский. Не возбраняются вам и работы по ремонту зданий, если в том окажется надобность», - сказал Строганов. Неожиданно для самого себя стал Андрей своим человеком в доме. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы. Во время занятий его посещал маленький Павел, и с восхищением следил за молодым художником учёный гувернер. Его приглашали  на балы и званые обеды и на вечера любителей искусств. «Наш милый Андре», - представляли его гостям.

 

Павловский дворецШли дни за днями. Ромму и его воспитаннику вместе с Воронихиным предстояло длительное путешествие по России. Не ради пустой  забавы задумал путешествие старый граф. Он хотел, чтобы  сын Павел знал о стране не только из книг. Пять лет с перерывами длилось путешествие по России. Все вотчины графа посетили путешественники, были и в уральских сёлах  - Чердыни, Усолье, Ильинском, Очёре. Отчет Воронихина о поездке по России состоял из125 рисунков и назывался  «Путешествующий по России живописец». Вскоре после возвращения Александр Сергеевич вызвал Воронихина  для серьезного разговора. «Андре, - сказал он, – полагаю, что поездка за границу с Павлом и месье Роммом принесет тебе  немалую пользу, да, кроме того, для моего сына ты образец в поведении. Ромм слишком свободолюбив, боюсь, как бы характер Ромма не отразился пагубно на моем сыне. Андре, надеюсь, что в случае надобности ты  сумеешь  отвлечь сына от пагубных поступков, кои во Франции на каждом шагу возможны». Перед поездкой  старый граф дал Воронихину вольную. 

И вот путешественники во Франции. Самый актуальный лозунг в Париже:

«Франция созрела для революции…» С первых дней революции Ромм и Павел Строганов, взявший псевдоним Гражданин Очёр, стали членами клуба якобинцев. Они получили дипломы с девизом: «Жить свободным или умереть». Ими был образован клуб «Друзья закона».

Новости о шалостях молодого графа дошли до Петербурга. Старый граф никак не мог понять, как это наследник многомиллионного состояния собирается кого-то свергать. «Ладно, Ромм - разбойник, но куда там смотрит Андре?» - спрашивал он. Воронихин смотрел на всё сквозь пальцы. Ему было не до революции, он все свободное время сидел в библиотеке, изучая труды архитекторов прошлого. Бесполезные просьбы, угрозы отца оставались  без ответа.

Горный институтЧасто Андрей и Павел были свидетелями такой картины: дома казнённых аристократов беспощадно грабились. «Вот видишь, Поль, – говорил тогда  Воронихин, – вы уничтожаете богатство, стремитесь к равенству. А эти люди, увозящие ценности аристократов, стремятся к обогащению. Происходит этакое перемещение богатств из одних рук в другие».  Вскоре последовал высочайший ультиматум от Екатерины: «Молодому  графу вернуться в Петербург, а якобишку Ромма в Россию не пускать!» Павел Строганов возвращался на Родину в романтическом ореоле борца за свободу. По случаю возвращения во дворце был устроен пышный приём, барышни смотрели на молодого красавца с большим интересом, а отец даже не вышел. Наутро Павел за парижские проказы  сослан был к маме в подмосковное имение.

Ни  развод, ни размолвка с сыном не подействовали  на графа столь потрясающе, как пожар, случившийся в  любимом дворце. Рухнувшая крыша, зияющие дыры окон, опалённые стены - вселяли в старика тоску и упадок сил. Придирчиво рассматривая эскизы, сделанные Воронихиным за границей, Строганов решил поручить восстановление дома  своему подопечному. Воронихин не подвел: он не только делал расчёты и руководил стройкой, которая велась «денно и нощно», но сам восстанавливал разрушенные интерьеры дворца. «Дорогой Андре, преотлично! Сам Растрелли не обиделся бы на твои поправки»,- говорил Строганов архитектору. Андрей не скрывал улыбки. У него были другие задачи: не желал он, как великий Растрелли, поразить присутствующих великолепием роскоши и блеском золота. Он, Андрей Воронихин, стремится создать  парадность и  изящество, в которых хотелось бы жить. Благодаря похвалам Строганова, Воронихин стал получать  новые заказы. Дача Строганова на Чёрной речке, Колоннады в Петергофе, Розовый павильон и реставрация выгоревшего дворца в Павловске. И везде Воронихин стремился к новым формам, простым и благородным.

1801 год стал для Воронихина счастливым. Он дождался своего счастливого часа - приступил к главному делу жизни. Он встретил девушку. И, хотя избранница была англичанкой,  она отлично  понимала его  интересы, его одержимость работой,  была ему ровней и коллегой. Мери Лонг работала чертежницей у архитектора Ч. Камерона. На сороковом  году жизни Воронихин  наконец обрёл семью. Свадьбу сыграли во дворце на Мойке.  Почётными гостями были А.С. Строганов и генеральный английский консул Шафт. Молодые поселились в казённой квартире рядом с местом новой работы Андрея.

Казанский соборГлавное творение А. Н. Воронихина – замечательный, запоминающийся каждому, кто хоть однажды видел его, Казанский собор. Еще во времена Екатерины было принято решение - на месте старой  церкви Казанской Божьей Матери построить главный храм Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. Требование императора Павла I – храм должен быть таким же величественным и прекрасным, как творение Микеланджело - собор Святого Петра в Риме. Конкурс выиграл англичанин Ч.Камерон, но потом решено было, отдать предпочтение  русскому А. Воронихину.  Почему? Потому, что только русский мог справиться с этой трудной задачей. По канонам православной церкви алтарь храма должен быть обращен на восток. Воронихин не нарушил канона - с главного восточного входа, кажется, что храм  встает из вод канала.  А боковым  северным фасадом архитектор поставил собор к Невскому проспекту. И возвёл  там овальную колоннаду, которая не примыкает к проспекту, а создаёт дополнительное пространство – площадь. Именно колоннада придаёт собору неповторимый облик.  Высокая, на уровне  храма, колоннада закрывает тело собора, и потому кажется, что  за ней нет стен, она как бы парит в пространстве. И над ней висит  громада купола. Необычайная лёгкость, торжественность и свобода отличают Казанский собор и все памятники, которыми руководил сам архитектор.

Иногда Воронихин выступал только как автор проекта. Никольская церковь в Усолье – сразу видна рука мастера. И только  неизвестный строитель внёс свои коррективы.  Церковь монументальна, а стройные колонны  полны воздуха и легкости.  Построенная на высоком холме, Никольская церковь, кажется, парит над камскими водами. Освящена Никольская в 1820 году. Сейчас – это творение великого зодчего имеет первоначальный вид и принимает по праздникам прихожан и гостей города.

Есть в судьбе А. Воронихина ещё одна загадка, не имеющая однозначного ответа. Как человек, не получивший систематического архитектурного образования, мог создать  такие разноплановые и совершенные творения, требующие точного расчёта, знаний механики и математики.  Все-таки самоучка?

Наш час искусств  «Счастливый билет Андрея Воронихина»  - название имеет неслучайное и немного провокационное, располагает к размышлению. А был ли счастливым билет? На первый взгляд - да. Крепостной из затертой лесами глуши,  обласкан судьбой, вельможей и царственными особами. Он получил всё сполна – образование, орденские ленты и звания, благополучие и уважение современников и потомков, получил заслуженно, ибо не было у него другой цели, как возводить  лучшие здания. Но было ему намного трудней, чем многим. Цели своей он следовал с упорством одержимого. И мы знаем, что одержимость  и масштаб личности даются нам свыше, а остальное приложится.

 

Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой

Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина» Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина» Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина» Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина»

 

Час искусств был полезен и библиотекарям, и ветеранам. Общение было непринуждённым благодаря  интересной краеведческой теме и благородному облику великого архитектора,  являющегося «образцом поведения» не  только для  господ Строгановых. Много было задано вопросов и  даже сделано дополнений к услышанному, полученных из путешествий по музеям Пермского края.

Час искусств «Счастливый билет Андрея Воронихина»

Автора публикации

Давыдова Людмила Алексеевна

библиотекарь библиотеки №11


Вернуться