Новости за 2019
Горький сентябрь Беслана
Несколько лет назад у первого осеннего праздника – Дня знаний – появился (и теперь уже навсегда) горький бесланский привкус. Это случилось на фоне продолжающейся в Чечне войны (2004 год – пятый год второй Чеченской войны) и стало своего рода вершиной её ожесточения.
1 сентября 2004 года школа № 1 в Беслане была захвачена террористами
во время праздничной линейки, посвящённой началу учебного года
Более 1200 человек три дня провели в спортзале школы в качестве заложников без еды, воды и лекарств. 3 сентября в школе прогремели взрывы, начался незапланированный штурм. Почти всех террористов уничтожили, единственного захваченного живым позже осудили на пожизненное заключение.
В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 человек, в том числе 70 детей. За мужество и героизм, проявленные при спасении заложников, посмертно награждены 12 бойцов спецназа – участников операции по спасению заложников.
В 2016 году бесланская школа получила статус вновь выявленного памятника республиканского уровня. В воскресенье, 1 сентября, память жертв теракта приходят почтить тысячи человек. Они зажигают у фотографий погибших в спортзале свечи, приносят цветы, игрушки и воду, которую заложникам не разрешали пить. Также посещают и мемориальный комплекс "Город ангелов".
О жертвах Беслана помнят и в Евросоюзе: там выражают солидарность с теми, кто потерял в этом теракте своих родных и близких.
В память о трагических событиях в Беслане наша страна отмечает 3 сентября печальную и памятную дату – День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день официально утвержден Федеральным законом от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О днях воинской славы и памятных датах России" (абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 № 340-ФЗ).
Памятные мероприятия проходят не только в Беслане, но и во всех российских городах. Бесланская трагедия нашла отражение в массовой культуре: свои чувства по отношению к заложникам, бойцам спецназа и террористам в своих песнях выразили многие российские исполнители. Бесланские события также стали темой произведений зарубежных музыкантов. О теракте было снято более 20 документальных фильмов. Существует не менее десяти книг о бесланском теракте.
Центральная городская библиотека подготовила виртуальную выставку, рассказывающую о бесланской трагедии и её последствиях, о способах защиты от террористических воздействий и оказании помощи пострадавшим. С материалами, представленными на ней, можно ознакомиться в березниковских библиотеках (контакты). С правовыми документами и электронными версиями статей – в Центрах правовой информации муниципальных библиотек бесплатно с помощью справочно-правовой системы "КонсультантПлюс". Получить доступ к книгам электронной библиотеки "ЛитРес" можно здесь.
Условные обозначения мест хранения изданий:
ЦБ – Центральная библиотека
ЦДБ – Центральная детская библиотека
3,4,5,6,7,9,10,11,12 – номера библиотек-филиалов.
КНИГИ (16+)
Борьба с терроризмом касается каждого : как возместить вред, причиненный в результате террористической акции / вступ. ст. Н. А. Петухова ; постат. коммент. ФЗ "О борьбе с терроризмам" и "Международная конвенции о борьбе с фин. терроризмом" И. Л. Трунова. - Москва : Российская газета, 2003. - 224 с. - (Библиотечка "Российской газеты" ; Вып.13). - ЦБ. Библиотечка «Российской газеты» – серия тематических оперативно-аналитических правовых сборников новейших официальных государственных документов и комментариев, разъяснений к ним государственных деятелей, авторитетных правоведов, специалистов различных отраслей деятельности. Этот выпуск посвящен теме «Терроризм». | |
Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани : учебное пособие для уч-ся 9-11 кл. и преподавателей-организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова. - Москва : АСТ-ЛТД, 1997. - 400 с. : ил. - 3,9. Книга написана в соответствии с программой курса «Основы медицинских знаний», рекомендованного Минобразования России, и «Курса медицинской подготовки спасателей», одобренного медицинским управлением МЧС России. Пособие состоит из 18 глав, 16 схем-таблиц с пиктограммами алгоритмов оказания помощи в различных ситуациях, тестовых заданий, ситуационных задач и сопровождается «Атласом повреждений и оказания первой помощи на месте происшествия». Для преподавателей включены рабочая почасовая программа «Основы медицинских знаний» и «Курс медицинской подготовки спасателей». Рекомендовано для изучения в средней школе и средних специальных учебных заведениях, для медицинской подготовки спасателей, личного состава спасательных и вахтовых служб, а также в качестве учебного пособия для студентов медицинских училищ и колледжей при изучении курса «Медицина катастроф». | |
Коряковцев, В. В. Комментарий к Федеральному Закону "О борьбе с терроризмом": постатейный научно-практический / В. В. Коряковцев, К. В. Питулько. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 408 с. | |
Маркин, В. И. Убийства, теракты, катастрофы. По следам кровавых преступлений / В. И. Маркин. - Москва : ЭКСМО, 2017. - 382 с. - (Актуальная тема). - ЦБ. Книга полностью основана на реальных фактах. Важная часть расследований легла и на плечи автора, руководившего Управлением взаимодействия со СМИ Следственного комитета России. Автор на примере самых интересных дел раскрывает принципы работы современной системы следствия. В книгу вошли пять документальных детективов об успешных расследованиях, в ходе которых следователи СКР преодолевали почти безнадежные препятствия и огромные расстояния. В ряде случаев документальный сюжет происшествия и его расследование оказываются не менее интригующими, чем даже в самых популярных приключенческих фильмах. | |
Основы противодействия терроризму : учебное пособие для студентов вузов / под ред. Я. Д. Вишнякова. - Москва : Академия, 2006. - 234 с. - (Высшее профессиональное образование). - ЦБ. Учебное пособие посвящено проблеме противодействия терроризму во всех его многообразных проявлениях. Изложены причины возникнове¬ния терроризма. Особое внимание уделено необходимым и возможным мерам по устранению социальной основы терроризма, ликвидации по¬следствий террористических воздействий, вопросам защиты промышлен¬ных объектов и объектов инфраструктуры от террористических воздей¬ствий. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно для преподавателей колледжей, учителей общеобразовательных школ. |
СТАТЬИ
Солдатова, Г. У. Психологические последствия террористического акта : опыт Беслана/ Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В. Н. Шляпников // Психологический журнал. - 2008. - № 6 (нояб.-дек.). - С. 15-25. - (Психология и общество). - Библиогр. : 24 назв. Главной целью исследования, проведенного в Беслане, было изучение влияния пережитого жителями города террористического акта на их психическое состояние спустя один год после экстремальной ситуации. Основная гипотеза состояла в том, что экстремальная ситуация подобного масштаба оказывает существенное влияние не только на людей, непосредственно оказавшихся в очаге события, но интенсивно переживается и другими группами населения. Исследование выявило у всех групп опрошенных психологические проблемы, которые различались по степени тяжести и по форме протекания в зависимости от степени вовлеченности в событие. | |
Алленова, О. Щит и месть : [национальные отношения на Кавказе после теракта в Беслане] / О. Алленова // Коммерсант-Власть. - 2007. - № 35. - С. 18-25. А вы знаете, что осетины организовали группу, которая мстила ингушам за Беслан? Знаете, что со времени Беслана пропало несколько десятков ингушей? Похищения начались вскоре после теракта, поэтому следствие подозревает, что к исчезновению людей причастна группировка «мстителей за Беслан», связанная с правоохранительными органами. Специальный корреспондент ИД «Коммерсанты» отправилась на Кавказ, чтобы провести собственное расследование. | |
Венгер, А. Л. Культурно-исторический подход к коррекции посттравматической регрессии : на материале психологической работы в Беслане (2004-2006 гг.) / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 62-69. - (Психология и практика). Одним из типичных последствий психологической травмы у детей является регрессия, т.е. возврат к формам поведения и взаимоотношений с окружающими, типичным для предшествующих возрастных периодов. Авторы статьи столкнулись с подобными яркими проявлениями регрессии, оказывая психологическую помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате террористического акта в Беслане. Одно из проявлений регрессии у бесланских первоклассников состояло в отказе от посещения школы. Многие отвергали и обучение на дому, пытаясь полностью вернуться к дошкольному образу жизни. В статье предлагается модель психокоррекции, основанная на создании серии замещающих ситуаций, которые позволяют заново выстроить систему отношений, соответствующую возрасту ребенка, т.е. восстановить нормальную социальную ситуацию развития. | |
Алленова, О. "Сначала замочили, а потом не спасли" : [что говорят бывшие заложники Беслана] / О. Алленова // Коммерсант-Власть. - 2005. - № 35 (сент.). - С. 21-23. Даже если заместитель генпрокурора и другие представители власти скажут о теракте правду, в Беслане им все равно уже не поверят. Люди, сами побывавшие в заложниках и потерявшие в школе № 1 своих близких, твердо убеждены, что свои убивали своих, что многим террористам удалось уйти и что руководители операции должны сидеть на скамье подсудимых. | |
Шепель, Н. "Потерпевшие вообще заговариваются" : [первая годовщина бесланской трагедии] / Н. Шепель // Коммерсант-Власть. - 2005. - № 35 (сент.). - С. 16-21. В первую годовщину бесланской трагедии заместитель генпрокурора России Николай Шепель изложил редактору отдела преступности ИД "Коммерсантъ" версию следствия: в заложников никто из танков и огнеметов не стрелял, силовиков за Беслана наказывать не надо, а виноваты в случившемся главным образом начальники местных райотделов милиции. | |
Террористические акты : [подборка публикаций] // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2005. - № 7-8. - С. 140-154. Номер журнала сделан в виде хрестоматии по ОБЖ – сборника материалов о разнообразных катастрофах, когда-то давно или совсем недавно потрясших страну, а то и весь мир своими жестокими и ужасными последствиями. Они случались на протяжении всей истории человечества, происходят и теперь – повторяясь по сути, но унося, к несчастью, все больше и больше человеческих жизней и материальных ценностей. Распорядиться собранными в данном выпуске материалами можно по-разному. Один педагог использует их для иллюстрации изучаемых на уроках тем, другой – для самостоятельного ознакомления школьников и привлечения их к поиску в том или ином событии поучительных уроков, третий – для расширения собственного кругозора и т.п. Эти материалы могут подвигнуть человека более ответственно относиться к вопросам личной и общественной безопасности, повышению своей культуры в указанной области. | |
Каграманов, Ю. Беслан: школа как болевая точка / Ю. Каграманов // Континент. - 2004. - № 122 (окт.-дек.). - С. 140-147. Если взглянуть на вещи «без сантиментов», придется признать, что в нападении на школу был свой резон – хотя, возможно, нападавшие руководились им подсознательно. Школа была и остается проводником русского влияния на Кавказе – гораздо более надежным, чем крепости и форты с «грозными» названиями. Нужно радикальное обновление концепции просвещения. Вообще-то это дело не чисто русское, а общее европейско-американское; но Россия могла бы здесь сказать свое веское, быть может, решающее слово – если бы пустила в дело свое религиозно-философское наследство, до сих пор хранимое в «запасниках». В этом случае школа из болевой точки, каковою она является сегодня, стала бы магической точкой роста; и русский «участок» в «столкновении цивилизаций» из самого слабого сделался бы самым сильным. Соответственно и русская политика на Кавказе получила бы наступательный импульс. И тогда рано или поздно Кавказ снова стал бы органически близким России краем, как бы ни были проведены здесь государственные границы. | |
Москва – Беслан : [фотографии с места трагедии] | |
Обухов, А. Когда мир раскалывается на жизнь и смерть : психологическая экспресс-помощь детям Беслана / А. Обухов // Народное образование. - 2004. - № 9. - С. 183-201. - (Школа и воспитание). О трагедии подробно, разносторонне рассказали практически все средства массовой информации. В этой статье – попытка описать не саму трагедию, не что и как происходило на протяжении трёх дней и после них. Вкратце описана работа группы психологов из Москвы, в которую был включён и автор статьи. По сути дела – это индивидуальная рефлексия на ситуацию и на профессиональную деятельность психологов в экстремальной ситуации; на психические состояния людей, переживших трагедию. Этот материал обращен в первую очередь к будущим специалистам-психологам, а также и к тем, кому, возможно, придётся работать с людьми, пережившим трагические события. |
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
СПС «КонсультантПлюс»
Макаров, А. В. Терроризм и экстремизм : современное понимание и актуальные проблемы [Электронный ресурс] / А. В. Макаров, М. В. Чумаченко // Юридический мир. - 2016. - № 2. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». В данной статье рассматриваются понятия терроризма и экстремизма в понимании как российского законодателя, так и зарубежного. Анализируются основные проблемы, связанные с терроризмом и экстремизмом нашего времени, и пути их решения. Исследуются последние изменения российского законодательства, связанные с явлениями терроризма и экстремизма. | |
Смирнова, А. В. Факторы современного национального экстремизма на Северном Кавказе [Электронный ресурс] / А. В. Смирнова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». В работе выделяется сложный, противоречивый характер современных этнополитических процессов на Северном Кавказе. Обращается внимание на актуальные проблемы национального экстремизма в регионе. В статье подчеркивается, что данная проблема является одной из острейших для российского общества и государства, она непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности страны. Предлагаются меры для повышения внутренней геополитической субъектности государства на Северном Кавказе. | |
Ростокинский, А. В. Еще раз о признаках терроризма, предметах посягательства и террористической тактике [Электронный ресурс] / А. В. Ростокинский, К. А. Колпекин // Российский следователь. - 2014. - № 9. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». В представленной статье авторы анализируют происходящие изменения тактики террористической деятельности. Выявляют законодательные и правоприменительные недостатки в противодействии терроризму и дают конкретные рекомендации по их устранению. | |
Сухаренко, А. Разноцветный терроризм [Электронный ресурс] / А. Сухаренко // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 10. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Ежегодно от рук террористов гибнут десятки мирных жителей. В целях минимизации террористических рисков российские власти принимают различные профилактические меры. Одна из таких мер – установление уровней террористической опасности. | |
Таркинский, А. И. Особенности организации осмотра места происшествия при взрыве в здании или сооружении [Электронный ресурс] / А. И. Таркинский // Российский следователь. - 2010. - № 24. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Осмотр места происшествия по своей специфике является сложным следственным действием. В тех ситуациях, когда осмотр проводится на большой территории с учетом сложных организационных процессов, на первый план выходят организационно-тактические проблемы. Предлагаемая статья раскрывает проблемы, связанные с решением вопросов по факту взрыва в помещениях и зданиях. |
ЛитРес
Горяинов, С. Деньги террора. Кто оплатил Беслан / Сергей Горяинов // ЛитРес. – Режим доступа: https://biblio.litres.ru/sergey-goryainov/dengi-terrora-kto-oplatil-beslan/. Кровавая мясорубка в Беслане в сентябре 2004 года навечно вошла в историю России и мира. Это беспредельное по жестокости деяние невозможно оправдать ни идеологическими, ни национально-освободительными, ни религиозными соображениями. Заложники, погибшие в бесланской школе, не имели никакого отношения к политике, к чеченской войне и к причинам, её породившим. Это были просто люди, и их убийство – преступление против человечности. Беслан убедительно показал, что такое настоящий джихад. Терроризм под знаменем ислама, с которым мы сталкиваемся сегодня, это еще и беспримерный цинизм и подлость. Для того чтобы понять, когда закончится этот кровавый джихад, необходимо ответить на вопрос о том, на чьи деньги он ведётся. Эта книга о том, кто, зачем и чьими руками развязал террористическую войну во всем мире и в России. О том, на какие деньги она ведется и почему так трудно увидеть эти деньги. |