Новости за 2019
«Если ты настоящий поэт…»
21 февраля в библиотеке № 11 прошла Литературная гостиная «Если ты настоящий поэт…», посвящённая жизни и творчеству березниковского поэта Станислава Божкова. Подготовила её и провела Людмила Давыдова.
Литературная гостиная «Если ты настоящий поэт…»
… Читая стихи некоторых поэтов, попадаешь в такие горние высоты, испытываешь восторг, но как там холодно! А иной поэт напоит нас таким теплом…
Станислав Божков именно такой поэт, отмеченный талантом от Бога и дарящий читателям теплоту, русскую певучесть, безоглядную искренность. Это чувствуется с первых строк.
Я прочитала единственную книгу поэта «Красный квадрат» летом 1995 года, ничего не зная об авторе. И сразу влюбилась. « Какое счастье, – думала я, – познакомлюсь с таким поэтом!» Каково было разочарование узнать, что поэта нет в живых. Пропал без вести летом 1994. Но к счастью, у нас есть книга «Красный квадрат». Я читала её много раз, полюбила и хочу рассказать вам о книге и её авторе. В моих словах много чувства, но я не одинока в своем признании поэта, о нем писали многие...
..но трогательнее и сердечнее всех Алексей Решетов:
Лунный свет ,
Я не сплю, как лунатик
В лунном свете стишков.
Где ты, младший мой братик,
Где ты, Слава Божков?
Читая статьи о С. Божкове в интернете, я увидела такое выражение: Божков – человек 90 х. Оно удивительно подходит поэту. Все мы пережили 90-е. Как их теперь только не называют: и лихие девяностые, и революционные девяностые. Была ли революция? Говорят, была. Только многие её не заметили. Жили трудно, терпели, спрашивали себя: «Что же дальше, наступят ли лучшие времена?» Я говорю о себе и своём окружении, которое иногда называют обывательским, т.е. лишённым гражданского чувства. Но была в девяностые и другая категория граждан. Многие испытывали радость ожидания свободы, перемен. И глотнув этого воздуха свободы, они не могли остановиться, хотелось делать что-то для переустройства жизни, для России.
Поэт Юрий Шерстнёв, работавший тогда главным редактором газеты «Березниковский рабочий», писал: «Станислав Божков печататься стал рано: ему тогда не было еще и 18 лет. Но долго его стихи ничем, пожалуй, не выделялись из потока стихов других авторов. Разве что техника была повыше да встречались порой отдельные очень удачные строчки. Но вот в конце 80-х - начале 90-х годов меня по-настоящему поразили новые стихи Божкова. Они резко отличались от его прежних стихов. Это был как бы другой поэт. В стихах появилась глубина мыслей и чувств, обнаженность, неподдельная боль переживаний. Он обрел свой поэтический голос, свою – выстраданную всей судьбой, всей своей жизнью – тему. Тему демократического обновления России, душевного распрямления человека».
Так родилась эта книга «Красный квадрат». Название её ассоциируется с «Черным квадратом» Малевича – символом нового искусства. Но немногие знают, что у художника есть картина «Красный квадрат» – символ революционного переустройства России. Божков взял этот символ в основу книги и наполнил его своим содержанием. Он написал книгу, вступил в революционную партию «Демократический союз», во главе которого была тогда Валерия Новодворская, книга ей и посвящена.
Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой
Что изменилось в России к 1994 году? Многое, но к худшему. Поэтому книга получилась трагическая. Кто такой тиран? Ответ у нас готов: Сталин. Поэт на этот вопрос отвечает несколько иначе.
Портрет тирана
…Тиран присутствует в тиранах
Обычных, мелких, как клопы,
В банкетах, съездах, барабанах,
Баланде из гнилой крупы.
Тиран царит в литературе,
Густой, как лагерная вошь,
В полотнах, пьесах, партитуре,
Наряден, ярок и пригож.
Он покровитель разных муз,
Но недостойных не прощает -
В глухой тайге сибирский гнус
Его задачу упрощает.
А Бог? Бессилен, как трава,
Беспомощен, как подаяние,
Когда торжественны слова
И омерзительны деяния.
Есть ли выход? Выход в бегстве. В «маленькой эмиграции». «Маленькой эмиграцией» стала для Божкова деревенька Пашиб, затерянная в чердынских северных лесах, куда в весеннюю распутицу только на тягаче доберешься.
Закатился в районную тишь,
Завалился в глухую контору.
Засвистела летучая мышь,
Сухопутная спряталась в нору.
Не начальник, а маленький бог,
Проводивший в селе посевную,
Благородную лысиной взмок,
Посмотрев на мою трудовую.
И спросил: «Кто такой и куда?
И зачем, почему и откуда?»
Я ответил ему: «Борода,
Я везде и всегда – отовсюду!
Неспокойной души гражданин,
Человек неизвестных желаний,
Мне приятно от ваших равнин,
Как тебе иногда после бани!
Не бродяга, не вор я, пойми,
Надоело шататься по свету –
Не со звездами жить, а с людьми
Нужно даже большому поэту!
Но, наверное, я не поэт,
Раз не меня не берутся печатать.
И стихи, как семейный секрет,
От прохожих приходится прятать!»
И сказал мне начальник: «Пиши
Заявленье. Пойдёшь гуртоправом».
Я ответил ему от души:
«Мне любая работа – забава!
Я могу и пилить, и косить
Могу речь говорить, как в сенате…»
И поехал я тёлок пасти
На каком-то слепом Росинанте.
У него спотыкалась нога,
И губа шелестела травою.
А вокруг серебрились луга,
Как зелёные чаши с росою.
В этой деревне он в 1988 году купил дом и с помощью газеты «Звезда» создал арендное звено. Шутил: «Подальше от социалистического выбора». Арендаторы занимались откормом телят и пасли стадо в сто голов, работая от темна до темна. Вскоре иллюзии о перестройке на селе развеялись, звено распалось, но дом продавать Божков не стал. Летом собирал грибы и ягоды, подрабатывал кладкой печей в глухих деревнях или косил старикам-соседям траву. Но главное, Пашиб – это была та самая русская деревня, в которой «легко дышится и пишется». Большинство стихов в конце 80-х-начале 90-х было написано там. «Я там естественный, настоящий», – говорил он. А хотелось в большой мир, в Москву, печататься в толстых журналах.
Рванёшься в мир, а выйдешь в сенцы
Сопьёшься где-нибудь в глуши.
У нас провинция – Освенцим
Любой мятущейся души.
И было еще одно бегство от неприятностей, действительности, от жизни.
Прекрасная дама, редчайшей породы,
Сказала однажды, что я истукан,
И кубок хрустальный, мне данный природой,
По русской привычке сменял на стакан.
Горькое пристрастие к алкоголю – недуг, которым часто страдают творческие люди, поэт с ним всю жизнь безуспешно боролся. Из неотправленного письма А. Решетову: «Закодировался на два года. А то после каждой печки попадаю домой на третий день и уже без денег. Надоело». Впрочем, была ещё одна надежда. В 1990 году выходящая во французской столице газета «Русская мысль» напечатала стихотворение Станислава Божкова «Поэзия» («Это страшная ноша, поверьте») о судьбе русского поэта. Стихотворение это посвящено А. Решетову. После публикации у Станислава Андреевича завязалась переписка с писательницей-эмигранткой Эмилией Павловной Ильиной. Жила она в Мюнхене. Переписку называла «разговором с себе подобным» и очень нежно к Станиславу Андреевичу относилась.
Ильина взялась помочь русскому другу увидеть своими глазами Запад, «подышать воздухом свободы» и выслала на имя знакомой в Москве приглашение посетить ФРГ. В письмах она подробно инструктировала, как лучше всего по Европе путешествовать с минимумом денежных затрат. За публикацию ему полагалось 250 марок. В шутку, наверное, предлагала она и совсем уж авантюрный план: «Я бы вам посоветовала: придите в Европу пешком. Это будет мировая сенсация! Русский поэт пришел в Париж, хорошо бы еще в лаптях (а что? в России обувной дефицит) с рюкзаком стихов и мешком сушеных белых грибов (они на Западе – валюта)». Но Божков – человек культурный, иногда одетый «как денди лондонский» – не пожелал ехать в лаптях, а купил для поездки дорогие туфли. Но ночью в вагоне пока он спал, обувь украли. Дальше Москвы он не уехал, поездка не состоялась.
Вот и я не уехал в Париж,
Всё мечтал и мечтал о котором.
Что теперь мне останется? Лишь
Умереть под российским забором.
Как стремительно близится взрыв.
Это общество начало с марта
Испытанье своё на разрыв,
На разрыв моего миокарда!
Может кто-то процедит едва:
«Этот парень сгорел не от страха…»
Но на Сент-Женевьев-де-Буа
Моему не поклонятся праху.
Божков был добрым человеком, есть много свидетельств его помощи почти незнакомым людям. Например, письма Валентины Телегиной [березниковской поэтессы]. В одном из них Валентина Фёдоровна пишет: «Вот я все одна и одна, вечно в страхах, проблемах, неразрешимости, невозможности. И вдруг, независимо от меня, кто-то заботится, помнит, думает, разрешает эти самые проблемы. Это для меня настолько ново и непонятно, и в то же время облегчение приносит, будто в самом деле «камень с души» снимается. Придумал же кто-то это выражение». В этом письме Телегина благодарит за посылку, ей необходимо было лекарство.
И даже мне, не будучи живым, поэт как бы сделал подарок, открыл мне новые возможности. Благодаря ему я познакомилась с поэтами, художниками, журналистами, у меня появились интереснейшие собеседники и перспективы для работы. Одним из первых пришел к нам в библиотеку Ю.П. Марков – поэт, автор пяти книг, член Союза писателей. Он сразу стал другом библиотеки. Однажды он пришёл немного грустный. Мы говорили о русской поэзии и cтихах Божкова. К моему удивлению Юрий Петрович задавал много вопросов и шутил. А потом совсем серьёзно: «Сейчас я прочту лучшие стихи Славки», и прочёл «Ледяные зеркала», цикл стихов, посвящённый Марине Цветаевой.
И приходит пора удавиться.
Нереальная красная мгла.
И тому, чему надобно биться,
Раскалилось в груди добела.
До предела дошедшие муки
(А для мук существует предел!)
Обожают Разумные руки,
Ибо разум уже не у дел!
И зачем эти длинные пальцы,
Примеряясь скользят по шнуру –
Разве рядом с тобой не скитальцы
В непростом и жестоком миру?
Разве рядом с тобой не Россия,
Та страна, что живёт «вопреки»?
И прекрасная дева Мария
С пацаном у прижатой руки?
Жестокое стихотворение, но поэт и через пятьдесят лет, кажется, уговаривает Марину Цветаеву, не делать страшного последнего шага. Часто в своих общественно-политических стихах Божков пытается шутить, эта ирония иногда кажется неуместной и портит стихотворение. Но в «Ледяных зеркалах» прочувствована, выстрадана каждая строчка.
Также серьёзен поэт и в стихах о любви.
Облетят, словно листья, дожди.
Без цветов почернеет природа.
И останешься ты позади
Моего високосного года.
Я скажу, что спокойней печаль,
И разумней – душевные муки.
И засветится гордая даль
Необъятной, как море, разлуки.
Но когда в ней погаснут огни,
словно искры божественной дани.
Полетят мои чёрные дни,
Как тяжелые птицы в тумане.
И, наверное, это судьба –
Вспоминать на чужом карнавале
Только русую прядку у лба
И один поцелуй на вокзале.
К женщине у поэта чувство особое, возвышенное, как красоте или природе. Говорят, он был очень влюбчив.
Вероника
Луна появилась над миром.
Собаки затихли в округе.
Космическим веет эфиром
От пальцев случайной подруги.
Она, как изменчивый ветер,
Летящий над вечным покоем,
Она, как звезда на рассвете,
Над самой красивой рекою.
Она, как лесная поляна,
Где ночью цветёт повилика,
Она, как полоска тумана,
Хрустальный ручей… Вероника!
Часто, после рассказов о стихах иного поэта меня спрашивали: «А вы пишете стихи?» Нет, стихов я никогда не писала. Чтобы писать стихи, надо иметь на это моральное право. Надо сказать миру что-то своё, личное, и так, как до вас это никто не говорил. У Станислава Божкова это право есть.
Я человеком быть устал.
Позволь мне, Господи, вернуться!
Разрушенным, как пьедестал,
Разбитым вдребезги, как блюдце!
Я не могу уже спасать
Разбойников с большой дороги
И в пьяном облике плясать
На чьих-то праздниках убогих.
Я сделал всё.
Я уверена, никто во всей русской поэзии так не сказал. А по эмоциональному воздействию поэзия Божкова гораздо выше стихов многих крупных лириков. И поэтому мы, прощая С. Божкову все шероховатости и «проколы вкуса», называем его настоящим большим поэтом.
Приглашаем любителей поэзии посетить выставку «Если ты настоящий поэт…», прочитать книгу «Красный квадрат», статьи и неопубликованные стихи Станислава Божкова. Познакомиться с посвящениями поэту, среди авторов которых – А. Решетов, В. Телегина, В. Гусев. Посмотреть портреты Божкова, написанные художниками В. Захаровым и Н. Осташёвым.
Произведения Станислава Божкова
-
Божков, С. Красный квадрат / С. Божков. – Березники, 1992. – 127 с. – ЦБ,ЦДБ,3,4,5,6,10,11,12.
-
Божков, С. Из неопубликованного / С. Божков; публикацию подготовила Л. Дмитриева // Березники вечерние. – 2010. – 8 сент. – С. 26. – (Литературная страница).
Станислав Божков, о нём
-
Беликов, Ю. Заломленная шапка : [о сборнике березниковских поэтов "От и До…"] / Ю. Беликов // Звезда. – 2017. – 4 апр.
-
Дмитриева, Л. Слава : он не был праведником, но всю жизнь искал Бога в душе : [Станислав Божков] / Л. Дмитриева // Березники вечерние. – 2013. – 27 марта. – С. 20. – (Чтобы помнили).
-
Беликов, Ю. Поглощенный "Красным квадратом" : [Станислав Божков] / Ю. Беликов // Березники вечерние. – 2010. – 8 сент. – С. 26. – (Литературная страница).
-
Марков, Ю. Станислав Божков : заметки о березниковских поэтах / Ю. Марков // Березниковская неделя. – 2008. - 17 сент. – С. 6. – (Рядом с Решетовым).
-
Давыдова, Л. А. Поэт Станислав Божков (1945-1994) / Л. А. Давыдова // Коноваловские чтения : вып. 1 : материалы краеведческой конференции / Березниковский краевед. музей им. И. Ф. Коновалова. – Березники, 1995. – С. 59-63.