МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2019
Новости → Новости за 2019

Новости за 2019

Красный, синий, жёлтый : выставка-вернисаж

11 января 2019

Красный, синий, жёлтыйК 140-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина в библиотеке №11 подготовлена книжно-иллюстративная выставка. Приглашаем любителей живописи посетить выставку и прочитать книги о жизни и творчестве великого художника.

 

Книжно-иллюстративная выставка к 140-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина

Выставка-вернисаж к 140-летию со дня рождения
русского художника К.С. Петрова-Водкина

 

«Искусство – есть свечение человеку на рубежах холодных  пространств, оно одно может дать ясность человеческому духу…»
К.С. Петров-Водкин

 

Представьте себе счастливого посетителя Русского музея в Петербурге. Уникальная коллекция шедевров  русского искусства! Радостное чувство встречи с любимыми картинами  переполняет. Но проходит час-другой, третий, взгляд зрителя «замыливается», мы устало идём, отмечая авторов, их шедевры, но сердце к нашему огорчению молчит.

Таким мне вспоминается одно из посещений Русского музея.  Вот уже третий этаж. И вдруг, словно удар в сердце, даже глаза увлажнились, в центре зала на мольберте ярко освещенная «Богоматерь. Умиление злых сердец» К.Петрова-Водкина.

 

1919 год. Тревога. 1934 Утренний натюрморт. 1918 Богоматерь Умиление злых сердец. 1914-1915

1919 год. Тревога. 1934

Утренний натюрморт. 1918

Богоматерь
Умиление злых сердец.
1914-1915

 

Почему, такое волнение? Ведь я видела её много раз?  Некоторые картины надо смотреть только в оригинале! Впервые картина была такой яркой и необычной, казалось, даже свечение какое-то от неё исходит. На иконах мы часто видим Богоматерь печально жертвенной и даже строгой, под её серьезным взглядом так остро чувствуешь свою вину. А эта, как птица в окно, смотрит  из какого-то недосягаемого мира.  Она всех прощает… прощает и словно говорит: «И вы простите!». Умиляет ли «Богоматерь» злые сердца? Не знаю. Но точно - помогает в трудную минуту. Неслучайно картина написана в трагические для России годы первой мировой войны.

Почему мы говорим сейчас о картине «Богоматерь. Умиление злых сердец»? 

Её автору К.С. Петрову-Водкину в конце 2018 года  исполнилось140 лет.

К. С. Петров-Водкин  работал на рубеже двух столетий. Ему удалось соединить строгость русской иконы, монументальность классики и эмоциональность авангарда. Он писал  настоящее  и пророчил будущее. И вызывал неистовые споры у публики и художников. Одни говорили о гениальности, исключительности и глубинном смысле картин, другие – что лучше бы  Петрову-Водкину продолжить семейное дело и стать сапожником.

Родился художник  в семье сапожника, в провинциальном Хвалынске. Художниками здесь называли старообрядцев-иконописцев  и маляров-вывесочников, они и стали самыми первыми учителями Петрова-Водкина. И хотя художник долго и настойчиво учился живописному мастерству, иконописная чистота цвета, символичное звучание иконы остались центром творчества художника.

Максим Горький, прочитав две книги художника, назвал Петрова-Водкина бароном Мюнхаузеном.  Был ли художник истинным мечтателем или, может быть, провидцем? О пророческих способностях  Петрова-Водкина сохранились легенды. Озарения, предчувствия, предвиденья были для него такими же реальными, как учеба, путешествия или  революция и гражданская война.

Красным, синим, жёлтым – чистыми цветами и игрой плоскостей он пытался сказать свою правду. Как прозрачен, наполнен  воздухом и радостью бытия скромный «Утренний натюрморт». Мастер напоминает нам: красоту можно и должно найти в вещах совсем простых и обыденных. Даже в краюхе чёрного хлеба и селёдке.

 

Селедка. 1918 Черемуха в стакане. 1932 Купание красного коня. 1912

Селедка. 1918

Черемуха в стакане. 1932

Купание красного коня. 1912

Натюрморт «Селёдка», скудный обед голодного 1918,  покоряет удивительным оптимизмом и даже торжественностью. Самое известное произведение мастера «Купание красного коня»  поражает ликованием молодости и силы. Кузьма Сергеевич любил красный цвет, цвет торжества  жизни. Его конь, символ России, заполняет  всё пространство картины. А кто же всадник, так отстранённо и раздумчиво позволяющий себя нести? Уж  не молодой ли Георгий Победоносец? Картина всегда была популярна. И каждый видел в ней свою Россию и судьбу.

Один из великих современников мастера сказал: « Глубина творческого созерцания» –  та вершина, к которой большому художнику надо идти всю жизнь. Кузьма Петров-Водкин её покорил.

Приглашаем любителей живописи посетить выставку
и прочитать книги о жизни и творчестве великого художника.

Сотрудник библиотеки №11 Давыдова Л. А.

Что читать по теме:

  • Богаткин, В. Годы войны / вступ. ст. С. Смирнова. – Москва : Изобразительное искусство, 1970. – 61 л. ил. – ЦБ.
  • Искусство нового времени : Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника ; Художник солнца – Аристарх Лентулов [Видеозапись] . – Москва : Центрнаучфильм, 1997. – 1вк. – (Видеогурман : Живопись). – ЦБ.
  • Капланова, С. Г. От замысла и натуры к законченному произведению. – Москва : Изобразительное искусство, 1981. – 216 с. : ил. – ЦБ,ЦДБ.
  • Кузьма Петров-Водкин : живопись, графика, театрально-декорационное искусство. – Ленинград : Аврора, 1986. – 200 с. : ил. – ЦБ.
  • Мочалов, Л. В. Неповторимость таланта. – Москва : Искусство, 1966. – 168 с. : ил. – ЦДБ.
  • Мочалов, Л. В. Пространство мира и пространство картины : очерки о языке живописи. – Москва : Советский художник, 1983. – 375 с. : ил. – ЦБ.
  • Петров-Водкин, К. С. Хлыновск : повесть. – Москва : Детская литература, 1991. – 239 с. : ил. – ЦДБ, 6,10,11.
  • Рисунки Петрова-Водкина / авт. вступ. ст. и сост. альбома Ю. А. Русаков. – Москва : Искусство, 1978. – 125 с. : ил. – ЦБ.
  • Смольников, И. Ф. Мастерская солнца : рассказы о советских художниках. – Ленинград : Детская литература, 1990. – 198 с. : ил. – 7,9,10,11,12.
  • Тамручи, В. А. К. С. Петров-Водкин, 1878-1939. – Ленинград : Художник РСФСР, 1977. – 52 с. : ил. – (Массовая библиотека по искусству). – ЦБ.

 

Книжно-иллюстративная выставка к 140-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина


Вернуться