МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2018
Новости → Новости за 2018

Новости за 2018

Послесловие к «Разговорам о литературе»

20 августа 2018

Летний 

читальный зал-2018В июле на «Литературной ПАРКовке», досугово-просветительской интерактивной площадке летнего читального зала в городском парке, с большим успехом прошел цикл лекций «Разговоры о литературе».

 

Разговоры о литературе

 

Июльские «разговоры» удивили эрудицией рассказчиков, разнообразием тем и даже публикой. Слушатели, кажется, шли именно на рассказчиков, любимых разными поколениями березниковцев. Впрочем, почти всё здесь зависело от авторов. Людмила Давыдова, постоянный посетитель лектория, делится об услышанном и увиденном своими впечатлениями.

 

"Женский почерк" в современной прозе


Современная проза многогранна. Людмила Владимировна Худякова, учитель русского языка и литературы школы № 2, внесла ясность в нашу заблудшую в литературных течениях голову. Следом за язвительным Виктором Ерофеевым она утверждает: сегодня проза имеет женское лицо. В своей статье «Время рожать» Ерофеев говорит: «В русской литературе открывается бабский век. Десант спущен. Летит большое количество женщин. Всякое было – такого не было. Это предвещает радикальный сдвиг русской ментальности в сторону самосохранения». Правильно, женщина – родительница, ей быть хранительницей дома и жизни.

 

Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой 

"Женский почерк" в современной прозе "Женский почерк" в современной прозе "Женский почерк" в современной прозе
 

Женщина любит вышивать, вязать, это требует сосредоточенности и внимания к деталям. Так современные литературные произведения подобны тому чудесному кружеву, той дивной ткани из множества героев и положений.

Людмила Худякова, хотя и отмечает в своей лекции таких гениев «пограничных состояний» как Л. Петрушевская, но её симпатии на стороне писателей позитивных, основа творчества которых – женский мир с любовью, семьёй и детьми.

 

Людмила Улицкая Людмила Улицкая –

самый значительный из современных писателей. Она не ограничивает творчество рамками семьи. Её тема гораздо шире – тема женского бытия. Мы знаем миф о Медее, принесшей в жертву любви своих сыновей. Улицкая пишет роман-антимиф «Медея и её дети» – о бездетной женщине, которая по-матерински любит своих родственников, каждое лето приезжающих к ней в гости. Она – тот центр, вокруг которого вращаются сестры, братья, их супруги, их дети, внуки. Рядом с Медеей тепло, надежно и – самое главное – свободно. Она никогда никого не осуждает и готова помочь. Казалось бы, высохшая старушонка в вылинявшей вдовьей косынке, чем она может помочь в современной жизни, когда семейные узы столь непрочны и браки рассыпаются на глазах? А между тем к ней едут не только прямые потомки. Едут, потому что общение с ней действует как лекарство, оно лечит, как лечит общение с морем. Может быть, весь секрет в этом мудром и молчаливом понимании?

 

Татьяна Толстая - Татьяна Толстая

«Мы не знаем, откуда берется счастье. Но есть такие места, где оно лежит, насыпанное горкой» – пишет Татьяна Толстая. Где ж оно, насыпанное горкой, в каком времени и пространстве, там за океаном или тут на Родине? На этот вопрос Толстая отвечает так: «Я, в общем, к Америке хорошо отношусь, но жить там я не хочу, я хочу жить тут. Здесь совсем не лучше. Просто там чужое, а тут своё». Толстая – сугубо русское явление, она России соприродна. Она плетёт свою вязь, рассказывая о сибаритах – аристократах и бессеребренниках – интеллигентах, о хитро-мудром столичном «народе» или о тёмной непостижимой массе, обитающей далеко от столиц. Она иронизирует, шутит, смеётся, противопоставляя мир русский миру западному, последний почти всегда в этом сравнении проигрывает.

 

Дина Рубина –

любимая писательница не только автора лекции, но множества российских читателей. Она не делает обобщений, она просто живёт жизнью своих героев и создаёт мир такой зримый и чувственный, что у читателя появляется ощущение присутствия в этом прекрасном отчаянном мире страстей и разочарований, где ты должен «выстоять в одиночку». «Мир – это не только люди, это бегущие облака, что летят в никуда прямо через твоё сердце», это текучие арыки и солнце. После прочтения книг остаётся чувство: как же хорошо жить, даже когда идёшь совсем не по солнечной стороне улицы.

Л. В. Худякова удивительно живо и просто рассказывает, она доброжелательна, улыбчива и немного волнуется, и это придаёт рассказу особое обаяние. В конце лекции лица у слушателей такие же просветлённые, как у рассказчицы, а некоторым даже хочется повторить услышанное слово в слово.

Чернильница, перо и роза

"Благословенный свет" (Любовная лирика Арсения Тарковского)"Благословенный свет" (Любовная лирика Арсения Тарковского)

Как много в России хороших поэтов, как хорошо, что есть повод вновь обратить на них внимание. Арсений Тарковский – поэт неповторимый, особняком стоящий в русской поэзии. Поэт-философ. О чём его стихи? Прежде всего – о себе, о времени, о связи всего живого.


Взошли мои алмазные Плеяды…
Проходит время.
Но – что мне время?
Я терпелив,
Я подождать могу,
Пока взойдёт за жертвенным Тельцом
Немыслимое чудо Ориона,
Как бабочка безумная, с купелью
В своих скрипучих проволочных лапках,
Где были крещены Земля и Солнце…

«Право же, новая русская – послеломосовская, последержавинская – поэзия почти не знает такой тяжеловатой пластики, ни такой мерной, одической поступи, напоминающей поступь древних». Так писал о поэте критик С. Чупринин.

Березниковский журналист Людмила ДмитриеваБерезниковский журналист Людмила Дмитриева открыла нам нового, совсем незнакомого Арсения Тарковского. Началась лекция так: «Прочитав стихотворение «Поздняя зрелость», я полюбила Арсения Тарковского». Да, полюбила и вот теперь стремится передать нам своё восхищение словом поэта, где под пустой оболочкой «бьётся розовая точка, странным светится огнём».

…Разговор о любви. Арсений Тарковский был женат три раза, но стихи на протяжении всей жизни посвящал своей первой любви – Марии Фальц, рано ушедшей.

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете.
Ты была смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" –
Я говорил…

Стихотворение написано через сорок лет после «первых свиданий». Мы не представляем реальную женщину, а слушаем музыку стиха. В ней трепет «богоявления» любви, буйство влажной сирени, вкус утраты молодости и печаль о той, ушедшей в зазеркалье.

"Благословенный свет" (Любовная лирика Арсения Тарковского)Тарковский прожил долгую жизнь, много раз был влюблён. Последняя любовь пришла к нему в старости, имя её неизвестно.

Вечерний, сизокрылый
Благословенный свет!
Я словно из могилы
Смотрю тебе вослед.
Благодарю за каждый
Глоток воды живой,
В часы последней жажды
Подаренный тобой
За то, что надежды
Уводишь, уходя,
И ткань твоей одежды,
Из ветра и дождя.

Как музыкальны стихи Тарковского! Чудная мелодия флейты поёт о нежности, благодарности и последней утрате.

Людмила Дмитриевна прекрасно читает стихи. В её декламировании нет ритма, нет драматической интонации, она чувствует музыку слова, она слышит своё чтение, поддерживает его даже мимически, как хороший музыкант. Ах, как быстро всё закончилось! Пятьдесят минут прошли моментально!

Чернильница, перо и роза


Встреча с детским журналом «Чердачок»

Что может сделать предприниматель для воспитания детей? Издать хороший детский журнал! Что может сделать журналист для воспитания детей? Создать хороший детский журнал! Журнал «Чердачок», созданный силами березниковских журналистов, финансируемый Владимиром Максимoвичем начал выходить в 1999 году. Для того времени, когда даже в Перми детская периодика выходила с черно-белыми иллюстрациями, журнал был удивительно хорош! Яркий, красочный на мелованной бумаге. И команда журналистов подобралась талантливая и увлечённая – Татьяна Бабиян, Эльвира Фалько. К работе в журнале привлекались краеведы. Геннадий Иванович Веревкин говорит: «Нигде мне не работалось так легко и интересно, как в «Чердачке».

Ребята любого возраста славятся умением задавать самые неожиданные вопросы, например: как спит жираф? Трудно представить, как спит это шестиметровое чудо саванн, еще труднее ответить. В поисках ответа пришлось вместе ребятами съездить в пермский зоопарк. Где на пермской земле живут чердаки? Как плавают самолёты? На все эти вопросы команда журналистов отвечала легко и занимательно.  

Говорят, хорошее кончается быстро. В конце 2000 года журнал «Чердачок» прекратил своё существование. Не под силу, наверное, было в те годы провинциальному предпринимателю издавать журнал на столичном уровне. Что ж, хорошо, что он был. «Чердачок» – явление для Березников уникальное, требующее более обстоятельного рассказа. Надеемся узнать о журнале более подробно в ближайшее время.

Встреча с детским журналом «Чердачок» Встреча с детским журналом «Чердачок» Встреча с детским журналом «Чердачок»Встреча с детским журналом «Чердачок»

 

Николай Рубцов и Алексей Решетов. "Тихие лирики"

В 60-е, оттепельные годы поэзия вышла на улицы. Московские поэты собирали огромные аудитории рядом с памятниками Пушкину и Маяковскому. «Ура, эстрада!» – восклицал Андрей Вознесенский. А на эстраде – Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадуллина. Поэзия гремела!
Но была в России и другая поэзия, которую позже назвали «тихой». Поэты, живущие далеко от столиц, негромко говорили о вечных темах – о «тихой Родине», о детстве, о матери, о любви.

Филолог Максим Кухтин говорил о поэзии и судьбе Николая Рубцова и Алексея Решетова. О поэтах, которым надо было не только жить и писать, но прежде всего «выжить». А потому, может быть, часто – «весёлая пирушка, в кармане ни гроша». Но жизнь поэта легка и прекрасна, если «с небосклона буревого улыбнулось иногда чудом найденное слово». Максим Кухтин быстро «разложил по полочкам» все признаки «тихой поэзии». А чтение лектором любимых стихов так тронуло сердца, что слушатели вдруг все разом заволновались, заговорили: обсуждали, спорили, задавали вопросы…

«Разговоры о литературе» были замечательными. Ждём новых тем!


«Разговоры о литературе» «Разговоры о литературе» «Разговоры о литературе»

 


 

"Литературная парковка" расширяет  формы библиотечного обслуживания
и организует культурный досуг горожан  через  проведение
библиотечных мероприятий на открытом воздухе -
бесплатно и общедоступно.

 

Мероприятия продлятся до конца августа.
Приглашаем к нашему шатру в Городской парк культуры и отдыха!

 

Программу летнего читального зала «Литературная парковка»
на июль смотрите на нашем сайте

Чернильница, перо и роза


Вернуться