МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2014
Новости → Новости за 2014

Новости за 2014

Что за прелесть эти сказки!

13 ноября 2014

В фонде Центральной городской библиотеки появилась необычная книга...

На её больших белых листах нет ни текста, ни картинок… Но если провести по страницам подушечками пальцев, то можно почувствовать какие-то неровности. Эти "пупырышки" – особенный шрифт для слабовидящих и слепых людей, так называемый шрифт Брайля.

Алфавит для пальцев

В конце XVIII века Валентин Гаюи создал школу для слепых. Он изобрёл рельефную полиграфию, которая позволяла слепым детям читать при помощи осязания. Но рисунок букв очень сложный, и поэтому их тяжело прочесть. Руководствуясь техникой, придуманной одним офицером, чтобы незаметно общаться ночью, слепой Луи Брайль придумывал совершенно новые буквы, обозначенные выпуклыми точками. Алфавит Брайля насчитывает 65 основных знаков. Метод Брайля позволяет также писать цифры и музыкальные ноты. Сегодня некоторые компьютеры отображают рельефные тексты на полоске, находящейся внизу клавиатуры.

Создала эту и многие другие подобные книги Пермская краевая специализированная библиотека для слепых. Библиотека (являясь краевым издательским центром по выпуску документов на специальных носителях) самостоятельно записывает книги на магнитную ленту и осуществляет малотиражный выпуск литературы специальных форматов – рельефно-точечным и укрупнённым шрифтом.

Благодаря деятельности таких специализированных библиотек и издательств лучшие образцы мировой литературы, науки и искусства становятся доступны слабовидящим и слепым людям!

Эта уникальная книга откроет слабовидящим детям огромный, удивительный мир сказок А. С. Пушкина, с которых, возможно, начнётся большая любовь к классической русской поэзии.

И, перелистывая белые, но не безмолвные (!) книжные страницы вновь и вновь, они невольно произнесут слова самого поэта: "Что за прелесть эти сказки!".

В данный сборник вошли четыре знаменитые сказки Александра Сергеевича Пушкина: "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" и "Сказка о золотом петушке".

В завершении анонса хочется приложить статью другого нашего замечательного сказочника и поэта Самуила Яковлевича Маршака (в сокращении; полный текст см.: Маршак С. Я. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 4 : Воспитание словом (статьи, заметки, воспоминания) / С. Я. Маршак ; вступ. ст. А. Т. Твардовский ; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой ; ил. А. А. Шпака. - М. : Правда, 1990. - 573 с. : ил. - ЦБ(кнх),6).

С. Маршак

Заметки о сказках Пушкина

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей – это сказки.

А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда! С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. А первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи?

Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребенок начнет понимать их смысл или хотя бы любить их звучание.

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово.

Как легко запоминается детьми это чудесное шестистишие из "Салтана" ("Сын на ножки поднялся"), похожее на "считалку" в детской игре. Оно и кончается, как считалка, словами: "вышел вон".

В сказках Пушкин … создает живой, зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам. Один и тот же стихотворный размер передает у него и полет шмеля или комара, и пушечную пальбу, и раскаты грома.

Такие стихи требуют от читателя гораздо больше пристального, сосредоточенного внимания, чем многозвонные, бьющие на эффект произведения стихотворцев-декламаторов.

Воспитывать это чуткое внимание надо с малых лет.

Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего, нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха.

Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.

А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль.

Только историю жадного попа и работника его Балды поэт кончает прямым нравоучением, да и оно умещается в одной строке – в заключительных словах Балды: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".

А в такой поучительной сказке, как "Сказка о рыбаке и рыбке", и совсем нет отдельного нравоучения. Его с успехом заменяет нарисованная в последних трех строчках картина:
     Глядь: опять перед ним землянка,
     На пороге сидит его старуха.
     А пред нею разбитое корыто.

Недаром это "разбитое корыто" вошло в поговорку.

"Царь Салтан" кончается не моралью, а веселым пиром, как и многие народные сказки. Но на протяжении всей этой сказочной поэмы свет так явственно противопоставляется тьме, добро – злу и справедливость – несправедливости, что читатель всей душой участвует в заключительном пире, празднуя победу молодого, отважного и великодушного Гвидона над кознями врагов, над темным, душным запечным миром поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи.

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

И все же чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства.

1949


Вернуться